Страхование в Исламе

Страхование в Исламе

Страхование— особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей и их интересов от различного рода опасностей.Простыми словами-это договор (полис), по которому страховщик возмещает другому страховщику убытки от определенных непредвиденных обстоятельств или опасностей.

Вопрос:Разрешено ли страхование в Исламе?

Ответ:Само страхование не является запретным (харамом). Однако то, с чем оно обычно ассоциируется, в большинстве случаев делает его запретным. Традиционное страхование известное нам, или же коммерческое страхование, считается запретным на основании трёх критериев.

Первый — это неясность. Второй – это наличие элемента риска. Третий – это ростовщичество (риба).

В традиционном страховании, автострахование(ОСАГО и Каско) — вы приобретаете страховой полис на машину, и если вы не попадаете в ДТП, то страховая компания оставляет все деньги себе. В этом случае присутствует неясность. В случае же аварии, компания покрывает расходы на ремонт автомобиля, которые могут оказаться чрезмерно высокими, в таком случае в выигрыше можете остаться вы, а компания несёт убытки. Тут тоже неоднозначность.

Так же мы видим элемент риска, возьмём, к примеру, страхование жизни и с вами ничего не произошло. Или же вы купили медицинскую страховку, и за год с вами ничего не случилось, хотя вы её уже полностью оплатили.

Ученые объединили эти две категории – неоднозначность и риск. И это является главным основанием тому, чтобы считать страхование недозволенным (харамом).

Следующая причина, (вторая или третья по счёту), заключается в том, что большинство традиционных страховых компаний, хранят свои денежные средства на банковских счетах, или же используют традиционные финансовые инструменты работающие по принципу ростовщичества (или риба).

На основании этих критериев, традиционное страхование является запретным (то есть харамом).

Исламское страхование – Такафул



Исламское страхование известное как такафул. Если мы возьмем такафул, то есть исламское страхование, то оно не является коммерческим страхованием, а скорее представляет собой корпоративное страхование. В традиционном или же коммерческом страховании, львиная доля прибыли достается владельцу компании.

В корпоративном виде страхования дольщиками являются все участники. Таким образом такафул снижает степень неясности, снижает уровень риска, исключая его полностью… Все участники схемы такафул имеют долевое участие и вносят свой вклад как добровольное пожертвование, и тот, кто по-настоящему нуждается, вправе воспользоваться этим пожертвованием.

В одном хадисе рассказывается, как однажды, во время одной из войн начался голод, тогда Ибн Аббас собрал со всех продукты питания и раздал их всем поровну. То есть люди собрали всё, что у них было, а после разделили еду всем поровну. Это дозволено. Поэтому в схеме работающей по принципу такафул, все участники обладают долей. В случае если не происходит ДТП, или ни у кого не возникает серьёзных заболеваний, то все собранные деньги возвращаются дольщикам. В традиционном страховании, если не происходит никаких проблем, то кто получает всю прибыль…? Владелец компании… Тот который владеет страховой коммерческой компанией…

А в нашем случае, сумма возвращается дольщикам. Таким образом элемент неясности заметно снижается, элемент неясности снижается, и всё построено по принципу взаимопомощи, согласно 2-му аяту в 5-ой суре Корана — суре аль-Маида:
«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности». Такафул строится на основе смысла этого аята из Корана, строго отслеживается соответствие этой схемы Исламскому шариату, исключается всё запретное, и если те, кто управляют схемой такафул инвестируют денежные средства, то только в дозволенный Исламом вид инвестиций, соответствующий нормам шариата.
Доктор Закир Найк

Вопрос:Страхование жизни.Дозволено ли страхование жизни, для того чтобы быть уверенным в том, что моя семья будет обеспечена после моей смерти? Приведите пожалуйста доводы в вашем ответе.

Ответ:«Страхование жизни или имущества является харамом и не разрешено, потому что в этом есть гарар (покупка/продажа чего либо, когда не известно будет ли купленное/проданное доставлено, или неизвестно количество и таким образом деньги подвергаются риску) и риба (ростовщичество).
Аллах запретил сделки основанные на риба и все сделки которые включают обман, как милость для этой уммы и для того чтобы защитить от того что может принести им вред. Аллах сказал (перевод смысла):
«Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство.»
И передано в достоверном сообщении, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил обман.

Шейх Ибн Баз

«Один из братьев спрашивает: а как быть, если принуждают страховать? То есть, государство говорит: ты обязан застраховать! На это мы отвечаем: это из тех случаев, когда Аллах дарует власть одним людям над другими. Всевышний Аллах дает власть руководителям над подчиненными, и этот случай, когда подчиненный вынужден подчиниться руководителю.

Оплати страховку с убежденностью, что с тобой поступили несправедливо, и что в День Предстояния ты возьмешь часть благих деяний того, кто принудил тебя к этому, а если же у него не окажется таковых, то тогда будет взято что-нибудь из дурных дел обиженных им, и возложено на него, а потом его ввергнут в Ад. В данном случае ты являешься притесненным, поэтому оплати страховку и если что-то случится, то возьми с них, то есть со страховой компании, ту сумму, которую ты им заплатил, и не бери больше этого. Поскольку если ты возьмешь больше, то это будет означать, что ты выполнил договор не соответствующий шариату, а договора, не соответствующие шариату запрещено выполнять.

Указанием на это служат слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Всякое условие и даже сотня условий, которых нет в Книге Аллаха, являются недействительными» (аль-Бухари №№2168, 2563, 2729. Муслим №1504).

А также то, что когда пророку (мир ему и благословение Аллаха) принесли хорошие финики, он спросил: «Откуда это?» Ему ответили: “О, посланник Аллаха, мы обмениваем по два са‘ плохих фиников за один са’ хороших, и три са’ плохих за два са’ хороших. На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) воскликнул: «Ах, ах, это же и есть ростовщичество, это же и есть ростовщичество! Отдайте им их!» Он (мир ему и благословение Аллаха) повелел вернуть их, то есть, признал исполнение такого договора запретным. Также всякий договор, не дозволенный Книгой Аллаха, является недействительным, и не дозволено действовать по нему, поэтому нужно возвратить полученное и расторгнуть этот договор.

Исходя из выше сказанного, прими во внимание! Если ты находишься в местности, в которой принуждают к страховке, то заплати, в таком случае твое положение будет расцениваться как положение притесненного, а если Аллах предопределит и с тобой произойдет несчастный случай, то возьми сумму, которую заплатил”

Шейх Ибн ‘Усаймин

Подготовила:Малика Аминова




Закладка Постоянная ссылка.
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение закрыто.