Фатима аль-Маасума(Fatimah bint Musa),биография-мусульманская женщина-ученый,богослов,хадисовед
Фатима бинт Муса аль-Казим (790, Медина — 817), известная также как Фатима аль-Кубра — дочь седьмого имама шиитов-имамитов Мусы аль-Казима родилась в Медине (Саудовская Аравия) в 790 году.
Помимо титула «аль-Маасума» («Непорочная»), ей также принадлежали имена Каримат Ахл аль-Бейт, Тахира, Хамида, Барра, Рашида, Такийя, Накийя, Радийя, Марзийя, Сайида, Ухт ар-Рида.
Фатима бинт Муса аль-Кази никогда не была замужем, вела праведный образ жизни, проводя много времени в молитвах.
Фатима аль-Маасума получила прекрасное обучение и в возрасте шести лет уже была способна отвечать на вопросы людей касательно нюансов шиитского богословия и права.
Фатима аль-Маасума обладала глубокими познаниями в области различных исламских наук и этики (ахлак) Ахл аль-Бейт.
Она считается одной из самых надёжных передатчиц хадисов.
Из дошедших до нас хадисов, переданных через неё, — хадис Гадир; хадис Манзилат; хадис, описывающий нюансы мираджа пророка Мухаммада; хадис о рождении имама Хусейна, где говорится о его «непорочности» и др.
Согласно шиитским хадисам, рождение Фатимы аль-Маасумы было предсказано её дедом, имамом Джафаром ас-Садиком, за 45 лет до её появления на свет. Помимо Фатимы, у имама аль-Казима было тридцать семь детей: девятнадцать сыновей и восемнадцать дочерей. Современный учёный Алламе шейх Мухаммад Таки Тустари отметил, впрочем, что по своему статусу и познаниям никто из других детей имама Мусы аль-Казима не мог сравниться с Фатимой аль-Маасумой.
Историки сходятся в том, что она родилась в Медине, однако спорят относительно даты рождения.
Существует две версии: в соответствии с первой, Фатима аль-Маасума появилась на свет в 789 году, а вторая гласит, что это произошло на 10 лет позже — в 799 году. Однако шиитские богословы считают второе предположение неправдоподобным, поскольку отец Фатимы, имам Муса аль-Казим, умер как раз в 799, до этого проведя в багдадской тюрьме. Кроме того, известно, что у имама аль-Казима помимо аль-Маасумы было ещё трое дочерей по имени Фатима: Фатима аль-Вуста, Фатима ас-Сугра и Фатима аль-Ухра.
Что касается первой версии, то её поддерживают аятолла шейх Али Намази, мулла Мухсин Файд аль-Кашани, алламе Бахрани, доктор Мухаммад Хади Амини, Ахмад-заде и другие авторитетные передатчики хадисов и историки.
У биографов нет разногласий относительно года смерти Фатимы аль-Маасумы (816), однако в различных источниках указаны разные данные касательно дня её кончины. Предположительно она умерла 10 или 11 раби ас-сани, либо 8 шаабана. Поэтому три дня — 10, 11 и 12 раби ас-сани — считаются траурными, в шиитских мечетях и хусейниях в эти дни проводятся поминальные мероприятия.
Фатима аль-Маасума была сестрой восьмого имама Али ар-Риды не только по отцу, но и по матери. Она фигурирует в исторических источниках под несколькими именами, самое известное из которых — Наджма Хатун (а также Туктам, Умм аль-банин, Тахира).
Наджма Хатун была рабыней из Северной Африки, купленной госпожой Хамидой — матерью имама аль-Казима. Войдя в дом имама аль-Казима, она стала ученицей Хамиды и достигла высокого уровня познаний в религии. Согласно шиитским источникам, Хамиде во сне пришло указание, что Муса аль-Казим должен жениться на Наджме Хатун. В браке Мусы и Наджмы Хатун родилось двое детей: имам Али ар-Рида и спустя 25 лет после этого — Фатима аль-Маасума.
Путешествие в Хорасан
В 815 году аббасидский халиф аль-Мамун вызвал имама ар-Риду в провинцию Хорасан. Убив и свергнув с престола своего брата аль-Амина, аль-Мамун решил таким образом приобрести симпатии со стороны шиитов.
Разлука с братом очень опечалила Фатиму, и спустя год после расставания она решила воссоединиться с братом. Хорасан в тот период стал точкой притяжения для множества шиитов в связи с пребыванием там имама Али ар-Риды.
Отправившись из Медины в Хорасан в 816 году, Фатима аль-Маасума желала вновь быть рядом с братом, чтобы помогать ему в деле распространения шиитского ислама, особенно среди женщин. Историки сообщают, что имам ар-Рида послал ей специальное письмо с приглашением (по некоторым данным, он отправил аналогичные письма другим членам своей семьи). После этого около 12000 шиитов направились в Хорасан. Караван возглавлял сын имама аль-Казима, Ибрахим.
По другой версии в Хорасан отправились два отдельных каравана. Один караван, численностью 12000 человек, возглавлял сын имама аль-Казима, Ахмад. Караван, в котором была Фатима аль-Маасума, состоял из 23 человек, а его предводителем был другой сын имама аль-Казима, Харун.
В книге «Кийам-е Садат-е Алави» говорится, что рядом с городом Саве (примерно в 60 км от Кума), караван Харуна был атакован люди аль-Мамуна. По некоторым данным, все 23 человека, сопровождавшие аль-Маасуму, были убиты. Фатима аль-Маасума была отравлена одной из вражеских женщин, подмешавшей яд в её еду, и тяжело заболела. По её просьбе её перевезли в Кум, который в те времена уже стал крупным шиитским центром.
Алламе Маджлиси отмечает:
Согласно самому точному хадису, когда семье Саада Ашари – самой влиятельной шиитской семье в Куме в то время – стало известно, что госпожа Фатима аль-Маасума (мир ей) находилась в Саве и что она была больна, все они направились в Саву, чтобы пригласить её в Кум. Особенно выдающимся членом этой семьи был Муса ибн Хазрадж ибн Саад Ашари – сподвижник имама ар-Риды. Когда он достиг места, где находилась госпожа Фатима аль-Маасума, он взял поводья её верблюда и отвёз её в Кум, в свой собственный дом. Там она провела последние (16 или 17) дней своей жизни.
Сегодня этот дом носит название «Бейт ан-Нур» («Обитель Света»), в нём осталось нетронутым то место, где Фатима аль-Маасума читала намаз в последние дни своей жизни. Также там располагается школа под названием Мадресее Ситтийе.
Фатима аль-Маасума скончалась в Куме (Иран) в 817 году.
За 26 лет своей короткой жизни она успела получить прекрасное образование и достигла больших успехов в изучении религии.
Мавзолей Фатимы Масуме
Мавзолей Фатимы Масуме (перс. حرم فاتمه معصومه, Heram-e Fateme Masume) — находится в иранском городе Кум, который мусульмане-шииты считают вторым священным городом после Мешхеда в Иране.
Мавзолей является местом паломничества для последователей шиизма. Похороненная в нем Фатима Масуме (невинная, непорочная — перс.) была дочерью Мусы аль-Казима (седьмого шиитского имама). Мавзолей представляет собой важный объект культурного наследия Ирана и значимый памятник иранской архитектуры.
Хадиджа Магомедова
Учёные Ислама | Мусульманские ученые