Сайида Нафиса

Сайида Нафиса

Сайида Нафиса | Нафиса бинт аль-Хасан,биография-мусульманская женщина-ученый,богослов, преподаватель,хадисовед.
Полное имя:Ас-Сайида Нафиса бинт Амир аль-Мухминин аль-Хасан аль-Анвар ибн Зайд аль-Абладж ибн Аль-Хасан (арабский: لسَّيِّدَة نَفِيْسَة بِنْت أَمِيْر ٱلْمُؤْمِنِيْن ٱلْحَسَن ابْن زَيْد ٱلْأَبْلَج ابْن لْحَسَن ابن لْحَسَن ابْن لين ابْن لليبية)
родилась в Мекке в 762 г. в семье Хасана, сына Зайда, сына Хасана, внука пророка Мухаммада (мир ему).
Выйдя замуж за Исхака Мутамина, сына Имама Джафара Садыка, Сайида Нафиса вместе с мужем переехала в Египет.
Сайида Нафиса(Sayyida Nafisa) самый известный хадисовед Египта, среди ее учеников Имам Шафии – основатель шафиитского мазхаба.

В пятилетнем возрасте она вместе с отцом отправилась в Медину. Там она выучила Коран наизусть, а также самым подробным образом освоила исламское правоведение.
Поскольку она была очень умна, уже тогда, несмотря на свой юный возраст, она комментировала Коран.
Сайида Нафиса прославилась также своей праведностью и богобоязненностью, ей приписывается множество чудес.
Со всех концов страны к ней стекались люди, чтобы попросить ее благословения.

Нафиса бинт аль-Хасан стала известна среди людей своим аскетизмом (зухд), богобоязненностью (таква), постоянными постами днём и молитвами ночью и сильным поклонением Аллаху, Свят Он и Велик.

Люди дали сайиде Нафисе множество титулов из-за множества её караматов.

Она известна как Нафиса аль-ильм ва аль-марифат (обладательница знаний и познавшая Аллаха), потому что унаследовала знания семьи Посланника Аллаха (мир ему и милость Аллаха).

Её называли Нафиса ат-Тахира (госпожа чистоты), Нафиса аль-Абида (редкая в своём поклонении госпожа), Нафиса аль-Дарайн (редкая среди женщин этой жизни и будущей), Шахиба аль-Карамат (госпожа чудес), Сайида Ахль аль-Фатва (госпожа, выносящая правовые решения), Умм аль-Авааджис (Мать пожилых женщин), Нафиса аль-Мисрийин (госпожа египтян).

Поскольку египтяне сильно любили её, а она – их, она решала проблемы всех, как коллективные, так и индивидуальные.

С 6-ти лет сайида Нафиса каждую из пяти молитв читала за своим отцом в Мечети Посланника (мир ему и милость Аллаха).

Отец часто брал ее за руку и вводил ее в дом Айши (да будет доволен ей Аллах), где находилась могила Посланника (мир ему и милость Аллаха). Затем он обращался к нему (мир ему и милость Аллаха): «О Посланник Аллаха! О любимейший Пророк Аллаха! Я доволен своей дочерью Нафисой!» Он продолжал это делать, пока в один из дней не увидел Посланника во сне, который сказал ему: «О Хасан, я доволен твой дочерью, потому что ты доволен ей, и Аллах доволен ей, потому что я доволен ей».

В 16 лет, в 161 год, 5-й день месяца Раджаб, Нафиса вышла замуж за своего двоюродного брата Исхака аль-Мутамана, прямого потомка имама Хуссейна (да будет доволен им Аллах). Она родила ему сына по имени аль-Касим и дочь по имени Умм Кульсум (да будет Аллах доволен ими).

Она совершила хадж 30 раз и делала его, в основном, пешком. Она говорила, что следует в этом своему деду имаму Хуссейну, который говорил: «Я стесняюсь встретиться со своим Господом, ни разу не придя к Его Дому». Поэтому она совершала паломничество пешком.

Сообщается, что, обходя вокруг Каабы, она просила Аллаха: «О Аллах! Будь мной доволен (мати`ани би-ридаака аннии),
я не вижу ничего, что скрывает Тебя от меня».



Она выучила Коран и комментарий к нему.

Сообщается, что, читая Коран, она сказала: «О Аллах, сделай для меня легким путешествие к могиле саййдина Ибрахима аль-Халиля». Она знала, что он был отцом пророков и отцом её деда Посланника Аллаха (мир ему и милость Аллаха).

Она знала, что пророческая миссия её деда (мир ему и милость Аллаха) была ответом на мольбу Ибрахима: «Господь наш! Пошли к ним посланника из них самих, который прочтёт им Твои аяты, научит их Писанию и мудрости и очистит их. Воистину, Ты – Могущественный, Мудрый» [2:128]. Поэтому она и сделала такую мольбу.

В 44 года праведная Сайида Нафиса переехала в Каир, прибыла туда в 193-м г. 26-го числа месяца Рамадан.

На своём пути она заехала в город Эль-Ариш. Когда жители узнали о том, что она приезжает в их город, то толпами отправились встречать её.

Историки сообщают, что жители Египта в больших процессиях отправились встречать её: на лошадях, верблюдах, ослах и пешком. Они ждали её в палатках среди ночи, а утром встретили ее возгласами: «Ля иляха илляЛлах», – и: «Аллаху Акбар». Потом они сопровождали её на протяжении всего пути – от Эль-Ариша до Каира – проявляя к ней любовь и уважение.

Она жила в доме одного из благородных торговцев Каира Джамалуддина Абдуллы аль-Джассаса на протяжении многих месяцев. Из самых отдалённых мест Египта люди приходили к ней, чтобы получить от неё баракят (табарукки биха).

Сайида Нафиса подумала, что такие приемы очень тяжелы для тех, у кого она гостит, и решила переехать район Халяф, рядом с мечетью Шаджарат ад-Дур, по улице Халифа, сейчас это место известно как район аль-Хусанийя.

Дом, в который она переехала, принадлежал египтянке по имени Умм Хани, которая была известна богобоязненностью.

Тем не менее, несмотря на её пеерезд, к ней продолжали приезжать люди со всех краев Египта, чтобы получить её баракят и чтобы она прочитала за них дуа. Больше всего её посещали женщины, некоторые из них приходили, только чтобы прикоснуться к ней.

Сайида Нафиса проводила собрания с большинством учёных её времени по фикху, хадисам, тафсиру, но самыми её большими собраниями были собрания для столпов тасаввуфа и святых её времени (актаб ат-тасаввуф). Среди этих столпов тасаввуфа и и фикха был и имам Шафии, который через пять лет после прибытия в Каир сайиды Нафисы переехал в Египет из Багдада в 199-м г.

Имам Шафии провел в Египте четыре года, пока не умер.

Именно там он написал свои известные книги и кодифицировал свой новый мазхаб.

В Египте он получил известность и организовал свой маджлис (собрание).

Его новый мазхаб очень сильно отличался от того мазхаба, который он начинал развивать ранее в Багдаде, из-за изменения времени, иной культуры и по другим причинам.

Его решения были записаны в книге «Аль-Умм».

Как только имам Шафии прибыл в Египет, у него сразу же начались отношения с сайидой Нафисой, основанные на вере и богобоязненности в религии. Он посещал ее дом, когда направлялся в мечеть, или возвращаясь из мечети Умара ибн Аль-Аса, где он преподавал, в районе Фистат.

Имам Шафии вел молитву таравих в мечети сайиды Нафисы, и она провела в молитвах весь месяц за ним весь Рамадан. Историки говорят, что, несмотря на свою большую эрудированность, имам Шафии посещал сайиду Нафису, чтобы получить от нее дуа и баракят.

Имам Шафии сидел на её уроках и брал у нее хадисы, а когда он болел и не мог посещать её уроки, он отправлял вместо себя одного из своих учеников.

Также через учеников он постоянно передавал ей свои слова: «Твой двоюродный брат аш-Шафии болен и просит у тебя твоего дуа». Сразу же сайида Нафиса поднимала руки, в мольбе прося Аллаха исцелить имама аш-Шафии. Очень часто посланник, который был послан, по возвращении находил имама аш- Шафии уже здоровым посредством её мольбы.

Однажды имам Шафии заболел и как обычно, отправил посланника к сайиде Нафисе, прося ее о мольбе. Она отправила ему сообщение: «Скажи ему: «Пусть Аллах сделает его встречу с Ним лучшей встречей и пусть Аллах приблизит его к Себе». Когда посланник с посланием вернулся, имам понял, что смерть неизбежна. Тут же имам Шафии написал завещание и попросил, чтобы сайида Нафиса совершила по нему погребальную молитву (салат аль-джаназа).

Он умер в конце месяца Раджаб в 204-м г.

Сайида Нафиса исполнила его волю. Тело было доставлено из его дома в районе аль-Фистат в её дом.Там она помолилась за него в месте, отведённом для женщин, а имам Бувайти возглавил молитву.

Не только имам Шафии сидел с ней, брал от нее хадисы, просил у неё дуа и искал баракят через нее, но и многие другие ученые и большие суфии (каана хунаак касиира аль-уламаи ва кибар ас-суфия).
Среди них были имам Усман ибн Саид аль-Мисри, Зун-Нун аль-Мисри, Масри ас-Самарканди, имам Абу Бакр аль-Адфави (автор одного из известнейших тафсиров Корана «Аль-Истифтах фи Улум аль-Куран») и Абу аль-Хасан ибн Али ибн Ибрахим (автор десятитомной книги, посвящённой грамматике Корана) и многие другие.

Её аскетизм

Сайида Нафиса вообще известна как аскет и человек, который прожил свою жизнь, отказываясь от прелестей этой жизни. Когда спросили дочь её брата Зайнаб, из чего состояла ее пища, она сказала: «Моя тётя питалась один раз в три дня. У неё была корзина, которая висела в ее уголке: когда она хотела съесть что-нибудь маленькое, она находила еду в корзине. Это ей посылал Аллах, Свят Он и Велик. Она никогда не ела ничего, кроме того, что приносил ей муж, и того, что было даровано Аллахом».

Однажды правитель Египта отправил сайиде Нафисе 100000 дирхамов (это, наверное, равно нескольким миллионам сегодня). Он сказал: «Возьми эти деньги от меня.Я не прошу ничего взамен, а лишь благодарю Аллаха за то, что он дал мне возможность раскаяться. Я дал эти деньги тебе из-за твоей богобоязненности». Она взяла эти деньги и раздала их бедным, пока ничего не осталось.

Принцы, уважаемые люди и простой народ отправляли ей подарки, она принимала их, а затем раздавала их, как считала нужным.

Историки передают слова её племянницы Зайнаб: «Я служила своей тёте 40 лет и ни разу не видела, чтобы она спала ночью или ела днем, кроме дней, когда поститься запрещено: два ида и дни ташрика (11-13 Зуль-Хиджа)». Зайнаб однажды сказала сайиде Нафисе: «Ты должна беречь себя». Она ответила: «Как я могу беречь себя, пока я не встретилась со своим Господом? Впереди меня так много преград. Никто, кроме успешных (аль-файзун), не преодолеет их».

150 чудес

Историки сообщают более 150 чудес, связанных с ней.

Имам Ибн Хаджар аль-Аскаляни писал о её чудесах.

Сообщается, что, когда она прибыла в Египет, рядом с её домом жила немусульманская семья. В семье была девочка, которая страдала от паралича нижней части туловища. В один из дней мать девочки привела ее к сайиде Нафисе, чтобы та посмотрела за девочкой, а сама пошла за покупками. Она оставила девочку в одном из углов дома сайиды Нафисы. Сайида Нафиса начала делать омовение перед молитвой, и часть воды от омовения случайно попала на девочку. Как только вода коснулась девочки, она испытала нечто странное. Она начала брать воду, которую использовала сайида Нафиса, и протирать этой водой свои парализованные ноги. Неожиданно, по милости Аллаха, Свят Он и Велик, паралич полностью исчез, и она смогла стоять.

Пока сайида Нафиса была молилась, пришла мать девочки. Когда девочка увидела её, она встала и побежала к ней навстречу, чтобы рассказать ей всё, что произошло. Её мать со слезами на глазах произнесла: «Эта женщина по-настоящему святая, а её религия – истина».

Она подошла к сайиде Нафисе, обняла её, поблагодарила за исцеление её дочери и попросила её помолиться за них, чтобы они были направлены из тьмы к свету. После этих слов сайида Нафиса научила её произносить шахаду.

Когда вечером вернулся отец девочки, Аюб Абу Суррая, и увидел, что его дочь исцелилась, его радости не было предела.

Он спросил свою жену о том, что произошло, и она всё ему рассказала. После этого он поднял свою голову к небесам и сказал: «О Аллах! Ты ведёшь правильным путем кого пожелаешь, и я знаю, что Ислам – религия истины, завершающая то, чему мы верим. Он отправился к дому сайиды Нафисы и сказал из-за занавески: «Я верю в твою религию, и я принимаю ее. Я свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха, и твой дед Мухаммад – Пророк Аллаха».

Это чудо было причиной того, что весь род соседей сайиды Нафисы обратился в Ислам.

Умерла Сайида Нафиса в 824 г.

В честь Сайиды Нафисы построена мечеть в Старом Каире и является важным духовным центром города.

Подготовила:Хадиджа Магомедова

Учёные Ислама | Мусульманские ученые




Закладка Постоянная ссылка.
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение закрыто.