Мухаммад бин Идрис аш Шафии | Имам аш-Шафии , ( محمد بن إدريس الشافعي; 767, Газа, Палестина — 20 января 820, Фустат, совр. Египет) — исламский богослов,ученый, правовед, хадисовед, внёс основной вклад в религиозно-правовую методологию в отношении использования преданий,играл важную роль в формировании мусульманской правовой мысли.
Книга ар-Рисаля написанная в течение последних пяти лет его жизни, даёт ему право называться отцом мусульманской юриспруденции.
Полное имя: Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Идрис ибн ‘Аббас ибн ‘Усман ибн Шафи‘и ибн Саиб ибн ‘Убайд ибн ‘Абд Язид ибн Хашим ибн Мутталиб ибн ‘Абд Мунаф аль-Кураши. Он родился в год смерти имама Абу Ханифы (ум. в 767 г.). Относительно места его рождения у биографов есть разногласия.
Некоторые биографы считают, что Мухаммад аш-Шафии родился в палестинском городе Аскаляне (Ашкелон), или в Йемене, или в долине Мина вблизи Мекки. Однако большинство источников сходится на том, что он родился в Газе, который находится в южной части Палестины.
Отец Мухаммада был военачальником из рода курайшитов и умер, когда тот был ещё младенцем. Родословная аш-Шафии по отцовской линии восходит к аль-Муталлибу, который был братом Хашима (прадед пророка Мухаммеда). Его мать была, по разным источникам, либо из йеменского племени азд, либо из рода Алидов.
Сам имам аш-Шафии часто говорил:
«Али ибн Абу Талиб сын моего дяди и сын моей тёти со стороны матери».
Родословная имама всегда упоминалось в связи с различными хадисами о курайшитах, с целью подчеркнуть превосходство аш-Шафии над другими имамами мазхабов. Его часто считают «обновителем» (муджаддид) 2-го века хиджры, который, согласно хадису пророка Мухаммеда, отправляется Богом «в начале каждого века»
После нескольких лет, проведенных в Мекке, имам отправился в Медину, где стал учеником великого ученого Малика ибн Анаса, основателя маликитского мазхаба. За девять дней Шафии выучил его книгу «Муватта». Позже Имам Шафии скажет о себе: «Что бы я ни услышал, я никогда это не забывал».
Когда имам Малик заметил его память, знание и остроумие, он воскликнул: «О, Абу Абдуллах, бойся Всевышнего и избегай грехов. Поистине тебя ждут великие дела. Аллах поместил в твоем сердце свет, так не гаси же его ослушанием Творца». В то время Шафии было двадцать лет, и он продолжал занятия у Малика до смерти последнего.
В 184 г. по хиджре имам Шафии отправляется в Йемен, где занимается преподавательской деятельностью. Известно, что откровенность Шафии привела к его конфликту с правительственными чиновниками, и в 184 году по хиджре он был доставлен в Ирак, закованный в тяжелые цепи.
Против него были выдвинуты различные необоснованные обвинения, в том числе обвинения в заговоре.
Это произошло во время халифата Харуна аль-Рашида из династии Аббасидов. Шафии вместе с другими заговорщиками предстал перед халифом, но был помилован, благодаря своему красноречию, успешно выступив в свою защиту.
В Ираке имам Шафии познакомился с Мухаммадом ибн Хасаном аль-Шайбани — одним из выдающихся учеников Абу Ханифы.
Однажды Мухаммад ибн Хасан пригласил имама Шафии в гости. Увидев, что Мухаммад обладает большим и красивым домом и значительным достатком, Шафии заплакал. Тогда Имам Мухаммад сказал ему:
«Пусть не пугает тебя то, что ты увидел, поистине, это приобретено дозволенным образом»,
и предложил разделить с ним все свое имущество. Но имам Шафии отказался.
В Ираке он изучил книги факихов (правоведов), живших в этой части исламского государства. Вскоре же после этого он вернулся в Мекку, где читал лекции в Харам аль-Шариф.
В Мекке имам остается надолго, просвещая и обучая людей. За эти годы уходят из мирской жизни величайшие имамы Абу Юсуф, Мухаммад ибн Хасан, а также халиф Харун ар-Рашид.
В 195 году по хиджре Шафии вновь посещает Ирак. Прибыв в столицу, он начинает преподавание в центральной мечети, где постоянно проходили научные беседы и лекции.
К моменту приезда Имама в этой мечети было более двадцати научных групп. Из них остается только три. Все остальные становятся слушателями имама аш-Шафии.
Из Багдада имам в сопровождении большого количества учеников, среди которых было немало известных богословов того времени, отправляется в Египет. Огромное количество жителей Багдада вышли провожать великого ученого.
В 198 году по хиджре имам Шафии приезжает в Египет. Ученые-богословы Египта очень радушно встретили его.
Он начал проводить лекции и уроки в самом крупном на тот момент просветительском центре Египта — в мечети ‘Амра ибн аль-‘Аса. Примечательно, что Шафии ввел новый метод преподавания. Он начинал уроки после завершения утренней молитвы и до полуденной.
Сначала приходили чтецы Священного Корана и читали перед ним, а также слушали его чтение.
Потом — изучавшие хадисоведение, затем — занимавшиеся богословскими диспутами (муназара), за ними — специалисты арабского языка, поэзии и т.д. После полудня уроки завершались, и имам отправлялся домой с наиболее близкими учениками, говоря: «Мирская жизнь — это путешествие, в котором необходим посох».
За время пребывания имама в Египте очень большое количество ученых-богословов и языковедов, как мужчин, так и женщин, приумножили свои познания. У него было много учеников, следовавших его школе мысли, и наиболее видными из них являются: Аль-Музани, ар-Раби и Юсуф ибн Яхья.
Аль-Музани. Полное имя аль-Музани было Исмаил бин Йахья аль-Музани. Он был постоянным соратником имама аш-Шафии во время его пребывания в Египте. Аль-Музани выделился написанием книги, где полностью собрал Фикх аш-Шафии. Эта книга, изложенная в сжатом виде под названием «Мухтасар аль-Музани», стала самой читаемой книгой по фикху Мазхаба Шафии.
Ар-Раби аль-Маради. Ар-Раби был заметен тем, что он был основным рассказчиком книги Шафии «Аль-Умм». Он записал ее при жизни Имама Шафии параллельно с «Ар-Рисаля» и другими книгами.
Юсуф ибн Яхья аль-Бути. Юсуф ибн Яхья сменил Шафии в качестве главного учителя этого Мазхаба. Он был заключен в тюрьму и замучен до смерти в Багдаде по той причине, что отверг официально утвержденную властями философию му’тазилитов о создании Корана.
Учителя и ученики.
Известные учителя Мухаммада аш-Шафии:
Мухаммад ибн Али ибн Шафии — дядя имама аш-Шафии,
Суфьян ибн Уяйна — учитель из Мекки,
Малик ибн Анас — учитель из Медины
Мухаммад аш-Шайбани — учитель из Багдада.
Среди других учителей имама Шафии были также: Муслим аз-Занджи, Хатим ибн Исмаил, Ибрахим ибн Мухаммад ибн Абу Яхья, Хишам ас-Синани, Марван ибн Муавия, Мухаммад ибн Исмаил, Дауд ибн Абдуррахман, Исмаил ибн Джафар, Хишам ибн Юсуф и другие известные богословы.
Известные ученики Мухаммада аш-Шафии:
Абу Якуб аль-Бувайти (ум. в 845),
Абу Ибрахим Исмаил ибн Яхья аль-Музани (ум. в 879),
Абу Мухаммад ар-Раби ибн Сулейман аль-Муради (ум. в 883),
Хармала ибн Яхья (ум. в 879),
Мухаммад ибн Абдуллах аль-Хакам (ум. в 881),
Ахмад ибн Ханбаль,
Дауд аз-Захири,
Абу Саур аль-Багдади.
Имам аш-Шафии сказал:
“Пусть будет правдивость твоим языком, а выполнение обещаний твоей опорой, и милость – твоим плодом, и благодарность – твоим очищением, и истина – твоей торговлей, и выявление любви к братьям – твоим украшением, и сообразительность – твоей проницательностью, и подчинение Аллаху – твоей жизнью, и Его довольство – твоим аманатом, и понимание – твоей дальновидностью, и надежда – твоим терпением, и истина – твоим покрывалом, и садака – твоим бастионом, а закят – твоей крепостью, и стеснительность – твоим правителем, а мягкость – твоим министром, а упование на Аллаха – твоей кольчугой, и этот мир – твоей тюрьмой, и аскетизм – твоим неразлучным спутником, и истина – тем, что ведет тебя, и хадж и джихад – твоей желанной целью, и Коран – твоим собеcедником, и Аллах – твоим спутником, и тот, кто будет описан этими качествами – будет Рай его степенью”
“Тарих Димашк”, 51-431, “Табакат аш-Шафиин”, 1-84.
Учёные Ислама | Мусульманские ученые