Двадцать третий хадис: «Верующий не будет ненавидеть верующую».
قال رسول الله — صىل الله عليه وسلم — ال يفرك مؤمن مؤمنة إن كره منها خلقا
ريض منها آخر . رواه مسلم
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Верующий не будет ненавидеть верующую. Если ему не нравится в ней какая-то черта, то он будет доволен какой-то другой»
(Муслим).
قال القايض : قوله ال يفرك نفي يف معنى النهي أي ال ينبغي للرجل أن يبغضها
ملا يرى منها فيكرهه ؛ ألنه إن كره شيئا ريض شيئا آخر ، فليقابل هذا بذاك ، اهـ
Аль-Кади говорит: «Слова «верующий не будет ненавидеть» означают запрет, то есть мужчине не следует ненавидеть свою жену из-за дурных качеств, которые он в ней видит, потому что, если он в ней видит какие-то недостатки, все равно [у нее] будут качества, которыми он будет доволен, противоположные первым».
А Мулла Али аль-Кари говорит:
وفيه إشارة إىل أن الصاحب ال يوجد بدون عيب فإن أراد الشخص بريئا من العيب
يبقى بال صاحب وال يخلو اإلنسان سيام املؤمن عن بعض خصال حميدة فينبغي
أن يراعيها ويسرت ما بقيها
«Также в этом хадисе указывается, что не бывает супруги без недостатков, и если [мужчина] хочет найти себе жену без изъянов, то останется без жены.
И всякий человек, особенно верующий, не может не обладать какими-то похвальными чертами, поэтому надо обращать внимание на них, скрывая ими другие».
Этот хадис продолжает тему, поднятую в предыдущем хадисе. Супругам всегда надо пытаться подняться над семейной рутиной. Нужно помнить, что рядом – человек, который верует в Аллаха и Его Посланника ﷺ.
У вашей супруги (или вашего супруга) – правильная акыда и наверняка есть похвальные качества, которые не могут не понравиться и не вызвать уважение.
Очень важно, чтобы супруги не смотрели, «как это у других», то есть чтобы они не делали какие-то выводы о семейной жизни других пар и, как следствие, чтобы никто из них не начинал думать: «Как мне не повезло!
Как другим хорошо живется!» Подобный «сравнительный анализ» часто толкает мужчин к мыслям о разводе или второй жене.
Есть ведь и другая сторона! Сколько в тебе самом качеств, которые бы ты в другом человеке не смог терпеть? Насколько бы ты сам себе был противен, особенно когда ты знаешь себя таким, какой ты есть на самом деле, а не таким, каким ты пытаешься казаться другим?
И это не банальная фраза из сборника «100 мудрых афоризмов».
В этом хадисе содержится очень глубокая мысль – разве в тебе самом нет недостатков, разве твою жену в тебе ничего не может раздражать?
Этот хадис указывает и на то, что семья – это не «игра в одни ворота», а труд обеих сторон.
Наш учитель, муфтий Ибрахим Десаи, пусть его баракат будет постоянным, рассказывал, что одного из святых Деобанда после его смерти увидел во сне его ученик.
Он спросил учителя: «Что с тобой стало?» И тот ответил: «Аллах помиловал меня».
Его ученик спросил: «Наверное, из-за твоего усердия в обучении и поклонении?»
Он ответил: «Нет, я не получил награды за все это».
Ученик спросил: «Тогда почему Аллах помиловал тебя?»
И он ответил: «Однажды я пришел домой очень уставшим и голодным, и моя жена принесла еду, и рис оказался несолёным и был очень плохо приготовлен.
И я сказал себе: «О Аллах, она ведь такой же слабый раб, как и я. Как у меня есть недостатки, так они могут быть и у нее».
И я тогда ей ничего не сказал. И Аллах меня простил за этот поступок».
Но муфтий Ибрахим Десаи потом добавил: «Не думайте, что в Рай так же легко попасть, как съесть несолёный рис».
Абу Али аль-Ашари
Подготовила:Джаннат Джаватханова
Дверь Рая.Двадцать четвертый хадис.