Просмотры: 33
0 0

Имам Саид ибн Мусайиб

Саид ибн уль-Мусайиб исламский ученый ,мухаддис, факих,один из великих таби’инов.
Родился в 15 г.х. в Медине во время правления халифа ’Умара ибн уль-Хаттаба.

Имам Саид ибн Мусайиб один из передатчиков хадисов от пророка Мухаммада, один из «семи факыхов Медины».

От него передавали хадисы также: ‘Ата аль-Хурасани, ‘Амр ибн Шу’айб, ‘Амр ибн Динар, Катада, аз-Зухри, Маймун ибн Михран, Яхйа ибн Са’ид аль-Ансари и многие другие.

Он был выдающимся человеком в знании и поклонении. Мы передали некоторые хадисы через него по коротким цепочкам.

Са’ид ибн аль-Мусаййиб передал от Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха,

да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лицемера отличают три признака: рассказывая [о чём-либо],
он лжёт, обещая [что-либо], он нарушает [своё обещание], а когда ему доверяются, он предаёт».
Этот хадис с краткой цепочкой от нас (аз-Захаби) до Са’ида.

В нем довод на то, что эти качества являются большими грехами. Его передал Муслим со слов Абу Насра ат-Таммар, передавшего от Хаммада ибн Салямы.

‘Абдуль-‘Азиз ибн аль-Мухтар передал от ‘Али ибн Зайда, сообщившего от Са’ида ибн аль-Мусаййиба ибн Хазна о том,

что его дед Хазн, прибыл к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и тот спросил:
«Как тебя зовут?»
Он ответил: «Хазн» .
Тогда он сказал: «Нет, наоборот, ты Сахль!»

(Хазн) сказал: «О посланник Аллаха, это имя мне дали мои родители и люди узнают меня по нему».

И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, промолчал.

Са’ид сказал: «И с того момента трудность не покидала наш род». Этот хадис является отосланным (мурсаль) ,
однако, на отосланные хадисы от Са’ида опираются в качестве довода. Но ‘Али ибн Зайд не является доводом.

Что касается хадиса, который передается с непрерывным достоверным иснадом, то его текст таков:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: “Как тебя зовут?”
Он ответил: “Хазн”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,)
сказал: “Ты Сахль”. Тогда он сказал: “Я не буду менять имя, которым нарек меня отец”».
Са’ид сказал: «И позже эта трудность была всегда присуща нам».

Абу Хармаля передал, что Ибн аль-Мусаййиб сказал:

«Я не пропускал коллективную молитву в течение сорока лет».

Суфйан ас-Саури передал со слов ‘Усмана ибн Хакима о том, что он слышал как Са’ид ибн аль-Мусаййиб говорил:

«В течении тридцати лет, муаззин не произносил азан без того, чтобы я не находился в мечети».

Иснад этого сообщения достоверный.

Хаммад ибн Зайд рассказывал, что Язид ибн Хазим сообщил ему о том, что Са’ид ибн аль-Мусаййиб постоянно постился.

Мис‘ар передал, что Са’ид ибн Ибрахим слышал, как Са’ид ибн аль-Мусаййиб говорил:

«Никто лучше меня не знает судебные решения, которые выносил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и даже Абу Бакр и ‘Умар».

Усама ибн Зайд передал со слов Нафи’а о том, что (однажды) Ибн ‘Умар упомянул о Са’иде ибн аль-Мусаййибе
и сказал: «Клянусь Аллахом, он один из муфтиев!»

Ахмад ибн Ханбаль и некоторые сказали: «Отосланные хадисы Са’ида ибн аль-Мусаййиба являются достоверными!»

Макхуль, аз-Зухри и другие говорили, то же, что сказал Къатада: «Я никогда не видел никого более знающего,
чем Са’ид ибн аль-Мусаййиб».

‘Али ибн аль-Мадини сказал: «Я не знаю никого среди таби’инов с более обширными познаниями, чем Са’ид ибн аль-Мусаййиб, и я считаю, что он самый великий из них».

‘Абду-р-Рахман ибн Хармаля передал, что слышал, как Са’ид ибн аль-Мусаййиб говорил:

«Я совершил хадж сорок раз».

Яхйа ибн Са’ид аль-Ансари сказал: «Во время собрания, Са’ид часто говорил:

“Аллахумма саллим, саллим! (О Аллах, избавь!)”»

Ма’н передал, что он слышал, как Малик говорил: «Са’ид ибн аль-Мусаййиб сказал:

“Я путешествовал днями и ночами для того, чтобы найти один хадис”».



Ибн ‘Уейна передал со слов Ибрахима ибн Тарифа, передавшего со слов Хумайда ибн Я’къуба о том, что он слышал, как Са’ид ибн аль-Мусаййиб говорил: «Я слышал от ‘Умара кое-какие слова, и не осталось никого из тех, кто слышал их, кроме меня».

Букайр ибн аль-Ахнас передал, что Са’ид ибн аль-Мусаййиб сказал: «Я слышал, как будучи на минбаре ‘Умар говорил:

“Если я найду кого-либо, кто совершил половое сношение и не искупался, в независимости от того, произошло у него извержение семени или нет, то я обязательно накажу его».

Ибн ‘Уейна передал со слов Яхйи ибн Са’ида о том, что Ибн аль-Мусаййиб сказал:

«Я родился через два года после начала правления ‘Умара, а его правление продолжалось в течение десяти лет и четырёх месяцев».

Аль-Вакъиди передал со слов Хишама ибн Са’да о том, что он слышал, как у аз-Зухри спросили:

«У кого приобрёл свои знания Са’ид ибн Мусаййиб?»
Он ответил: «От Зайда ибн Сабита.

Также он сидел у Са’да, Ибн ‘Аббаса, Ибн ‘Умара.
Он заходил к жёнам пророка, да благословит его Аллах и приветствует, — ‘Аише и Умм Саляме.

Он слышал хадисы от ‘Усмана, ‘Али, Сухайба, Мухаммада ибн Маслямы.

Большинство его риваятов (версий) переданы от Абу Хурайры, так как он был мужем его дочери.

Также он слышал хадисы от тех, кто сопровождал ‘Умара и ‘Усмана.

И также говорили: “Никто не знает лучше него обо всех решениях, которые выносили ‘Умар и ‘Усман”».

Къудама ибн Муса сказал: «Ибн аль-Мусаййиб выносил фатавы в то время, когда еще были живы сподвижники».

Мухаммад ибн Яхйа ибн Хаббан говорил: «Во времена Са’ида ибн аль-Мусаййиба фатву
в первую очередь брали у него и о нем говорили: “Факъих факъихов”».

Саур ибн Зайд передал, что Макхуль сказал: «Са’ид ибн аль-Мусаййиб — ученый ученых!»

Передают, что ‘Али ибн аль-Хусайн сказал:
«Ибн аль-Мусаййиб является самым знающим из людей о сообщениях прошедших дней и самым понимающим,
(когда высказывал) свое мнение».

Джа’фар ибн Буркан рассказывал о том, что Маймун ибн Михран сказал: «Когда я прибыл в Медину и спросил о самом знающем из его жителей, меня направили к Са’иду ибн Мусаййибу».

(Аз-Захаби) сказал:

«Я говорю: это он говорит не смотря на то, что он встречался с Абу Хурайрой и Ибн ‘Аббасом».

‘Умар ибн аль-Валид аш-Шанний передал, что Шихаб ибн ‘Аббад аль-‘Асари сказал:

«Я совершал хадж и прибыл в Медину. Когда мы спросили о самом знающем человеке из числа её жителей,
люди сказали: “Са’ид!”».

Я (аз-Захаби) говорю: «‘Умар — не сильный передатчик, о чём сказал ан-Насаи».

Обладал наукой толкования снов. Этой науке он обучился у Асмы, дочери Абу Бакра ас-Сиддика.

Аль-Вакъиди сказал: «Са’ид ибн аль-Мусаййиб лучше всех умел толковать сны.
Он научился этому у Асмы бинт Абу Бакра ас-Сиддикъа, а Асмаъ научилась этому у своего отца».

Затем аль-Вакъиди изложил несколько снов и к ним относятся следующие:

Рассказал нам Муса ибн Я’къуб от аль-Валида ибн ‘Амра ибн Мусафи’а, передавшего от ‘Умара ибн Хабиба ибн Кулей’а, который сказал: «Однажды днём я сидел возле Са’ида ибн аль-Мусаййиба.

В это время меня мучили некоторые вещи, и меня угнетал долг.
К нему тогда пришёл какой-то человек и сказал:

“Я видел во сне, как я схватил ‘Абдуль-Малика ибн Марвана, повалил его на землю и распластал его и затем вбил в его спину четыре колочки”.
(Са’ид) сказал: “Этот (сон) видел не ты!” Тот сказал: “Нет, видел!” (Са’ид)
сказал: “Я не стану тебе рассказывать (о нём), пока ты не расскажешь мне (правду)”.
Тогда он сказал: “(Этот сон) видел Ибн аз-Зубайр и он отправил меня к тебе”. (Са’ид) сказал:
“Если его сон был правдивым, то его убьет ‘Абдуль-Малик и из чресел ‘Абдуль-Малика выйдут четверо (сыновей),
каждый из которых станет халифом”».

(‘Умар ибн Хабиб ибн Кулей’) сказал:
«И я отправился к ‘Абдуль-Малику в аш-Шам и рассказал ему об этом и он обрадовался.
Он спросил меня о Са’иде и его положении, о чём я рассказал ему.
Он тогда велел выплатить вместо меня мой долг, и я приобрёл от него благо».

(Аль-Вакъиди) сказал:

— Рассказал мне аль-Хакам ибн аль-Къасим о том, что Исма’иль ибн Абу Хаким сказал:
«Один мужчина сказал: “Я видел, как будто бы ‘Абдуль-Малик ибн Марван четыре раза помочился в сторону къиблы (михраба) мечети пророка, да благословит его Аллах и приветствует”,
и сообщил об этом Са’иду ибн аль-Мусаййибу и он сказал: “Если твой сон правдивый,
в ней будут стоять четыре халифа из числа его потомков”».

Также нам рассказал ‘Абду-с-Салям ибн Хафс со слов Шарийка ибн Абу Намира:

«Я сказал Са’иду ибн аль-Мусаййибу: “Я видел (во сне) как будто бы у меня выпали зубы в мою руку и затем я спрятал их”, и он сказал: “Если твой сон правдивый, то ты похоронишь своих старых домочадцев!”»

Также рассказал нам Ибн Абу Зиъб от Муслима аль-Ханната:

«Один человек сказал Са’иду ибн аль-Мусаййибу: “Я видел (во сне), как я помочился в свою руку”, и он сказал:

“Побойся Аллаха, поистине, ты женат на женщине, которая запретна для тебя из-за родства между вами”.

Когда он стал разузнавать об этом, оказалось, что между ним и его женой есть молочное родство».

Также к нему пришёл другой человек и сказал: “Я видел (во сне) как будто бы я помочился в основание оливкового дерева”, и (Са’ид) сказал:

“Ты женат на родственнице”. И когда он стал разузнавать об этом, оказалось, что так и есть.

Также у него спросил какой-то человек: “Я видел (во сне), как голубь упал на минарет”, и (Са’ид) сказал:

“Аль-Хаджадж женится на дочери ‘Абдуллы ибн Джа’фара”.

Он же передал от Ибн аль-Мусаййиба, который сказал: “(Если человек видит) во сне оковы,
это указывает на стойкость в религии”.

(Са’иду) сказали: “О Абу Мухаммад, я видел (во сне) что находился в тени и затем встал под солнцем”.(Са’ид) сказал:

“Если твой сон правдивый, ты непременно выйдешь из Ислама”. (Этот человек) сказал:

“О Абу Мухаммад, я видел, как меня вывели и выставили на солнце и я сел”. (Са’ид) сказал:

“Тебя заставят признаться в неверии”. И его пленили и заставили признаться в неверии, после чего он вернулся назад (в Ислам) и он рассказывал об этом в Медине.

Также рассказал нам ‘Абдуллах ибн Джа’фар со слов ‘Абдуллы ибн ‘Абду-р-Рахмана ибн ас-Саиба:

«Один человек сказал Са’иду ибн аль-Мусаййибу, что он вошёл в огонь (во сне). (Са’ид) сказал:

“Ты не умрёшь, пока не поплывешь по морю, и умрёшь ты в сражении”. И он отправился по морю и был на краю гибели и был убит в день Кудайда».

Эту часть приводит в «ат-Табакъат» Ибн Са’д от аль-Вакъиди.

Саллям ибн Мискин передал, что ‘Имран ибн ‘Абдуллах сказал: «(Однажды) аль-Хасан ибн ‘Али увидел (во сне), что как будто бы у него между глаз было написано: “Къуль хува-Ллаху Ахад”, чему он и его домочадцы обрадовались. Когда об этом рассказали Са’иду ибн аль-Мусаййибу, он сказал: “Если его сон был правдивым, то ему осталось жить недолго”. И он умер через некоторое количество дней».

Имам Саид ибн Мусайиб открыто говорил правду.

Хаммад ибн Саляма со слов ‘Али ибн Зайда рассказывал о том, что Са’иду ибн аль-Мусаййибу как-то сказали:

«В чём причина того, что аль-Хаджадж не присылает никого за тобой, не трогает и не вредит тебе?»

Он ответил: «Клянусь Аллахом — не знаю, кроме того, что однажды днём он зашел в мечеть вместе со своим отцом и помолился, не совершая должным образом поясные и земные поклоны.

Тогда я набрал горсть камешек и бросил их в него». (Са’ид) утверждал, что аль-Хаджадж сказал:

«С тех пор я не переставал совершать молитву должным образом».

В «ат-Табакъат» Ибн Са’да сказано, что Маймун ибн Михран сказал:

«Когда ‘Абдуль-Малик ибн Марван приехал в Медину, он прилег на полуденный сон, однако не смог заснуть. Он встал и сказал своему привратнику: “Посмотри, есть ли в мечети кто-нибудь из наших мухаддисов”.

Тот вышел и увидел Са’ида ибн аль-Мусаййиба сидящего в кругу. Он встал так, чтобы он его увидел и затем подмигнув, сделал ему знак пальцем и затем повернулся и ушел. Однако Са’ид не пошевельнулся с места.
(Привратник) сказал: «Я думаю, что он не понял!»

Тогда он вернулся, подошёл к нему, тронул его и сказал: “Разве ты не видел, как я указывал тебе?”
(Са’ид) ответил: “Что тебе надо?” Он сказал: “Ответь повелителю правоверных!” (Са’ид) спросил:
“Он послал тебя ко мне?” Тот ответил: “Нет, однако,
он сказал: “Поищи кого-нибудь из наших мухаддисов” и я не нашёл никого более подходящего, чем ты”.
(Са’ид) сказал: “Отправляйся и сообщи ему, что я не являюсь его мухаддисом”.

Привратник вышел говоря: “Я думаю, что этот шейх сумасшедший!”

Он отправился и известил ‘Абдуль-Малика (об этом) и тот сказал: “Это Са’ид ибн аль-Мусаййиб, оставь его!”»

Саллям ибн Мискин передал, что ‘Имран ибн ‘Абдуллах ибн Тальха аль-Хуза’и сказал:

«После того, как ‘Абдуль-Малик ибн Марван совершил хадж, он прибыл в Медину и остановился у ворот мечети.

Он послал человека к Са’иду ибн аль-Мусаййибу, чтобы тот его позвал, но не трогал. Когда к нему пришёл этот посланец и сказал:
“Ответь повелителю правоверных, который стоит у ворот (мечети) и хочет поговорить с тобой”.
(Са’ид) сказал: “У повелителя правоверных нет ко мне дела и к нему нет дела у меня, и поистине, он не получит от меня то, что хочет!”
Этот посланец вернулся и сообщил ему о (случившемся) и тот сказал:

“Возвращайся и скажи ему, что я хочу поговорить с ним, однако, не трогай его”. Он вернулся к нему и сказал:
“Ответь повелителю правоверных!”
Но он ответил то же, что и в первый раз.
(Посланец) сказал:
“Если бы он не говорил мне, чтобы я не трогал тебя, то я не вернулся бы к нему без твоей головы! Повелитель правоверных посылает к тебе (человека), чтобы поговорить с тобой, и ты говоришь подобное?!”

Тогда (Са’ид) ответил: “Если он желает сделать мне добро, я дарю (это добро) тебе, а если он хочет чего-то иного,
то я не сдвинусь с места, пока он не сделает того, что хочет!”
И он вернулся и известил его об этом и (‘Абдуль-Малик ибн Марван) сказал:

“Да помилует Аллах Абу Мухаммада, он отказался только из-за (своего) упорства!”»



Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (6 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *