Главная задача матери в Исламе — дать своим детям хорошее исламское воспитание,
привить им благонравие, благородство и достоинства, выправить их характер, вложить в них всё самое лучшее,
раскрыть и развить их способности и таланты и помочь им стать настоящими людьми и истинными мусульманами.
Ответственность перед своими детьми в мусульманской семье.
Нет нужды напоминать о том, что дети приносят нам радость и счастье.
Они дороги человеку и он бережет их как зеницу ока: они украшают жизнь родителей.
Человек, глядя на своих детей, возлагает на них большие надежды и испытывает успокоение души.
Отец видит в своих детях помощь, продолжение рода и семейных традиций.
А что видит в своих детях мать? Она видит надежду своей жизни, источник утешения и успокоения души,
ликования сердца и радости жизни.
Все это зависит от того, насколько успешно удается воспитать их, сформировать как личности, подготовить к жизни.
Ведь надо их вырастить, чтобы они стали личностями с творческим созидательным началом
и могли творить благо для своих родителей и всего общества.
В этом случае они будут соответствовать тому, что сказано Всевышним Аллахом:
«Богатство и дети — украшение здешней жизни».(18; 46)
Если же их воспитанию не будет уделено должного внимания, то они могут стать источником большой беды
для своих родителей и общества.
Для мусульманки не секрет, что она несет большую ответственность за воспитание детей и формирование их личности, нежели ее муж. Это легко объяснимо.
Дети всегда ближе к матери и больше времени проводят с ней.
Она всегда до тонкостей знает все их дела помыслы и поступки в течение всего периода детства и юношества.
Поэтому мусульманка, глубоко усвоившая религию полностью, осознает, какая большая ответственность возложена на нее за воспитание своих детей, ответственность, о которой сказано в Священном Коране так:
«О те, кто уверовали! Спасайте самих себя и своих домашних от огня,
растопкой которому будут люди и камни».(66; 6)
Эту ответственность благородный посланник выразил в хадисе, который мы уже приводили ранее.
Да, это великая ответственность! И касается она всех людей.
Ислам повесил ожерелье этой ответственности на шею каждого человека, без исключения.
В соответствии с этим родители — а мать особенно — несут ответственность за воспитание своих детей.
Родители должны дать им исламское воспитание в полном смысле этого слова,
растить и формировать их в духе понимания необходимости совершения добрых дел,
прививая им такие качества как благородство, праведность, добродетель и благонравие,
другими словами — в духе высокой нравственности.
Речь идет о высокой нравственности, о которой благородный посланник сказал:
«Я был направлен с миссией для того, чтобы укоренить в жизни людей добродетельные нравы».
Самым веским, убедительным свидетельством огромной ответственности родителей за воспитание своих детей
в соответствующем духе, обеспечивающем, что они станут истинными мусульманами,
является такое подтверждение улемов (исламских богословов):
«Слова посланника, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать:
«Когда вашим детям семь лет, обучайте их совершению молитве.
Когда им будет десять лет, привлекайте их к совершению молитвы…»
В каждом доме повеление об обучении достигших семилетнего возраста к свершению молитвы выполняется.
Но родители вместе с тем непривлекают их к совершению молитвы при достижении десятилетнего возраста.
Такой дом допускает халатность. И родители несут ответственность перед Аллахом!
Каждая семья, это общество в миниатюре. В рамках этого общества складывается психология индивидуума.
Идет формирование интеллекта, понимание окружающего мира.
Вырабатывается характер, нрав, темперамент, начинают проявляться склонности, устремленность к чему-либо.
А ведь они еще не что иное, как пушистые цыплята. Именно в этом возрасте дети готовы, как губка, впитывать в свое сознание мудрое поучительное указание на истинный путь.
Поэтому на родителей ложится большая и имеющая огромную значимость ответственность
за успешное воспитание сыновей и дочерей.
Заботливая мусульманка умеет проникать в сердце и внедрять благородные духовные ценности в разум и душу ребенка.
Об этом убедительно свидетельствует тот факт, что проницательные мусульманские женщины вырастили
и воспитали таких сыновей, которые проявили себя как самые благородные и наидостойнейшие среди мужей.
И всем хорошим в себе они обязаны великим женщинам — своим матерям.
Например, Аз-Зубайр ибн аль-Аувам обязан своим величием своей матери — Сафии бинт Абд-аль-Мутталиб.
Это она вложила в него свой проницательный взгляд и прекрасные черты.
Абдалла Аль-Мунзыр и Уурва — сыновья Аз-Зубайра также имели прекрасные качества, которые вложила в них их мать -Асмаа бинт Абу Бакр.
Каждый из них оставил неизгладимый след и память о похвальных делах.
Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, воспринял мудрость, достоинство и высокие нравственные качества у своей матери, Фатымы бинт Асад, женщины умной, пользовавшейся большим авторитетом.
Абдалла ибн Джаафар — достойный и благородный представитель юношей-арабов — лишился отца, когда еще был маленьким.
Его воспитывала мать — Асмаа бинт Умайс, которая щедро передала ему такие качества как добродетель,
готовность совершить похвальный поступок.
Она сама была носительницей таких качеств и навсегда останется в памяти как одна из самых достойных женщин ислама.
Муавийа ибн Абу Суфйан унаследовал от своей матери -Хинд бинт Аатаба — а не от отца -Абу Суфйана
— силу характера и острый ум.
Когда он был еще ребенком, мать увидела признаки благородства на его лице. А люди ей сказали:
«Если будет жить и вырастет, станет начальствовать над своим народом».
Она ответила: «Если не будет предводителем своего народа, то значит я его упустила».
А вот сыну своему Йазиду (и своему преемнику на посту халифа) Муавийа не сумел передать такой же интеллект,
благоразумие, умение управлять.
Его матерью была наивная, простоватая, кочевая арабка.
Муавийа женился на ней из-за ее внешней красоты, а также с учетом положения ее рода.
Брат Муавии Зияд ибн Абу Суфйан был примером проницательности и догадливости.
Но он тоже не сумел передать своему сыну Абдалле свои высокие личностные качества.
И вырос он бестолковым.
Его мать «Марджана» («Жемчужинка»), персиянка, не имела тех дарований и талантов, которые бы дали ей возможность стать матерью будущего великого человека.
История увековечила двух великих мужей из племени Бану Омайя.
Первый из них был известен физической силой, высоким ростом, острым умом, мудростью, решительностью,
благоразумием и рассудительностью.
Второй проводил в жизнь законы справедливости, правосудия, добра, благочестия, праведности, религиозности.
Их матери — благоразумные великие женщины.
Первого звали Абд аль-Малик ибн Марван. Его мать — Аиша бинт аль-Мугира из племени Бану Омайя.
Она известна своей силой характера, решимостью и умом.
Второго звали Омар ибн Абд аль-Азиз, да будет доволен им Аллах.
Это пятый праведный халиф. Его мать — Умм Асым бинт Асым ибн Омар ибн аль-Хаттаб.
Она была образцом благородства и честности.
Ее матерью была очень благочестивая женщина, которую Омар сосватал за своего сына Асыма,
ибо увидел в ней твердость, честность и прямоту в тот день, когда она не пожелала добавить воды в молоко,
как того просила ее мать. Она отказалась это сделать, ибо Аллах все видит.
Если обратим наши взоры в сторону Пиренейского полуострова, Андалузии, то увидим выдающуюся личность,
повелителя верующих Абд ар-Рахмана ан-Насера, который вышел из сиротского детства
и затем основал государство на западе исламского мира.
Этому государству подчинялись правители и короли европейских стран.
В учебных заведениях этого государства хотели получить образование жаждущие их. Оно было важной составной частью общемировой исламской общины.
Хочется подчеркнуть, что если мы будем искать тайну величия того или иного человека,
то всегда восходим к великой женщине — его матери, которая знала и умела так посеять семена духа жизнерадостности, здорового честолюбия, стремления к совершенствованию и свершения славных дел, что они потом дали прекрасные плоды.
Наше внимание привлекли еще две славные женщины, на этот раз из эпохи аббасидской династии,
которая существовала пять веков (750 — 1258 годы).
Они вложили в своих детей дух величия, достижения больших высот, талантливость.
Первую звали Умм Джаафар ибн Йахья, мать визиря известного халифа Харуна ар-Рашида.
Вторая — мать имама аш-Шафии.
Он никогда не видел отца, потому что отец умер, когда он был еще грудным ребенком.
Все заботы о его воспитании легли на плечи матери, и она с этим успешно справилась.
Из нашей истории можно привести много других примеров замечательных женщин
— проницательных, обладающих большими знаниями, благочестивых.
Именно в них содержалась тайна высокого уровня умственного развития и талантливости их детей.
Это они заложили в своих сыновьях такое важное качество как стремление к свершению славных дел.
Им принадлежит большая заслуга в том, что их сыновья достигли высоких степеней славы и благородства,
совершали похвальные поступки и — не будет преувеличением сказать — великие дела.
В воспитании детей использует самые эффективные формы и методы.
Благоразумная мусульманка, прежде всего, учитывает особенности душевного склада
и темперамента, характера каждого из своих детей, их склонности и увлечения.
Она постоянно работает над тем, чтобы совершенствовать пути и методы проникновения в их души,
в их изначально чистый внутренний мир, чтобы посеять семена высоких идеалов,
духовных ценностей, которые дадут потом прекрасные всходы.
Благодаря этому она использует самые умные, искусные, эффективные методы закаливать и шлифовать эти души.
По своей природе женщина всегда близка к детям и любима ими. Их влечет к матери.
Ее личность притягивает их, и они с радостью раскрывают ей свои души и сердца.
Дети обращаются к ней, чтобы вместе с ней разобраться в том, что их волнует и беспокоит.
Она даст им умный совет, закаливает характер и шлифует их чувства, учитывая уровень их развития и возраст.
Делает это она тактично и увлекательно, используя элементы игры.
Обращается с ними, используя выражения любви и благожелательного отношения.
Все это способствует тому, что они проникаются еще большей любовью к матери, охотно прислушиваются к ее наставлениям.
Воспринимают ее повеление и наставление и искренне их выполняют по зову сердца.
Хорошо известно, что послушание послушанию рознь, есть искреннее послушание, исходящее от любви,
уважения, высокой оценки личности повелевающего или поручающего.
А есть послушание мнимое. Такое послушание зиждется на принуждении и подчинении.
В первом случае мы имеем дело с послушанием конструктивным и устойчивым.
Во втором случае речь идет о послушании временном и нестабильном.
Такое послушание быстро проходит, как только прекратится оказание давления или проявление жесткости.
Для проницательной мусульманки не секрет, что детям очень нужны ласка, щедро оказываемая глубокая любовь.
Когда дети имеют это, они растут здоровыми с психологической точки зрения, не зная болезней и срывов.
Их души наполняются оптимизмом, сердца — доверием и уверенностью, разум и память — надеждой и здоровым честолюбием.
Поэтому сознательная мать-мусульманка всякий раз дает детям почувствовать свою любовь и симпатию,
которые щедро проявляет ее большое сердце и которые до краев заполняют их жизнь радостью и счастьем,
а их души — уверенностью и спокойствием.
Посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, и своими высказываниями,
и своими делами побуждал проявлять милосердие.
Милосердие к людям, а к детям особенно, было одной из самых видных черт его натуры.
Анас, да будет доволен им Аллах, передает:
«Я не видел никого, кто бы так же трепетно относился к своей семье, как посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать.
Однажды мы направлялись в поход. Перед тем как выступить в путь, он вошел в дом, где его сын Ибрахим находился у кормилицы, взял его на руки, крепко поцеловал и вернулся к нам».
Анас, да будет доволен им Аллах, вспоминал, что каждый раз, когда благородный посланник проходил мимо детей,
то радовался им, улыбался и ласково разговаривал.
Верующие хорошо знают его высказывание, имеющее большое значение для воспитания:
«Среди нас нет никого, кто бы не отнесся милостиво к ребенку и не воздал бы должное взрослым».
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказал, что пророк, да благословит его Всевышний
и ниспошлет на него Свою благодать, поцеловал Хасана сына Али.
Аль-Акрау ибн Хабис сказал:
«У меня десять детей, и никого из них я еще не целовал». Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний
и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Кто не милостив, к тому люди не будут милосердны».
Благородный посланник был великим воспитателем. Он неустанно старался, чтобы души людей
стали источником милосердия, сострадания к другим людям, всегда были полны любви и сочувствия к ним.
Он считал эти качества важнейшими в человеке.
Однажды к нему пришел бедуин, т.е. араб-кочевник. Благородный посланник спросил его,
принято ли у бедуинов целовать своих детей. Тот ответил, что нет, они их не целуют.
Тогда пророк сказал: «Неужели это тот случай, когда Аллах вырвал из вашего сердца чувство милосердия?»
Мать верующих госпожа Аиша рассказала: «Фатыма зашла к пророку, да благословит его Аллах и ниспошлет
на него Свою благодать.
Он встал, поприветствовал и поцеловал свою дочь. Затем предложил сесть рядом с собой…»
Посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать,
всегда высоко отзывался о женщинах курайшитов, потому что они — самые сострадательные и нежные к своим детям.
Он считал, что они больше, чем кто-либо, уделяют внимания воспитанию детей, формированию у них необходимых качеств. Проявляя заботу о муже, женщина из курайшитов всегда была в то же время занята детьми.
Всегда жертвовала для них всем. Аль-Бухари приводит следующее высказывание Абу Хурайры:
«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал:
«Курайшитские женщины — самые лучшие во всем. Они лучше всех сидят на верблюдах,
самые сострадательные к ребенку и в то же время самые заботливые по отношению к мужу».
Мусульманка, глубоко уверовавшая, всегда выполняет наставления благородного пророка.
И она, конечно же, никогда не допустит, чтобы была со своими детьми мрачной и черствой.
Если даже она по своему характеру сурова, строга и не без черствости,
то в отношениях с детьми это не проявляется.
Это высокое наставление благородного пророка берет за сердце любую мать и открывает в нем источник милосердия и нежности, воспламеняет огонь любви к детям.
Мать и отец — это любовь, нежность, сочувствие, симпатия, благосклонность, забота и внимание,
озабоченность, принесение в жертву.
Нет сомнения в том, что этот бурный поток любви, которую мусульманка направляет своим детям,
является самым большим составляющим ее счастья в жизни.
Это как раз то, что утратила западная женщина, которая стала жертвой сугубо меркантильного
подхода к жизни, к ее текучке.
Её всецело поглотила работа и она лишилась вкуса к семье, лишилась тонких чувств,
побуждающих к милосердию и состраданию.
Обо всем этом хорошо сказала Сильми аль-Хаффар, одна из активисток женского движения в Сирии,
после посещения ею США. Она сказала:
«Поистине, достойно сожаления, что женщина теряет то главное и высокое, чем наградила ее природа».
Я имею в виду ее женственность, ее счастье.
Постоянная работа является причиной потери тех маленьких райских уголков,
которые являются естественным прибежищем как для женщин, так и для мужчин.
Аромат и благоухание таких райских уголков могут исходить лишь только от матери и хозяйки дома.
Счастье семьи и всего общества, каждого индивидуума, источник вдохновения и творчества всегда надо искать в доме в семейной обстановке.
Ровно относится к сыновьям и дочерям.
Мудрая мусульманка одинаково ровно относится ко всем своим детям.
Она хорошо, знает, что данный Аллахом закон ислама осуждает предпочтение одного ребенка другому.
Такое предпочтение оставляет очень горький осадок в сердце, например, мальчика,
когда его брату явно отдают предпочтение.
Когда ребенок не чувствует ровного отношения ко всем детям, ко всем его братьям и сестрам, он растет ущербным, излишне беспокойным, завистливым и в конце концов злобным.
Ревность и зависть подтачивают его сердце. И наоборот, когда ребенок видит, что ко всем детям в семье относятся одинаково, не выделяют любимчиков, он растет в нормальной здоровой обстановке,
лишенный какого-либо комплекса неполноценности, не зная такие явления, как скрытая ненависть и ревность.
Вместо таких явлений его душа полна оптимизма и любви. Такого ждет ислам от родителей.
Аль-Бухари, Муслим и другие передали, ссылаясь на Нуаман ибн Башир, да будет доволен им Аллах.
Он рассказал, что его отец привел его к посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, и сказал:
«Я отдал своему сыну мальчика-слугу, который прислуживал мне».
Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, спросил:
«О Башир! У тебя кроме этого сына есть еще дети?»
Отец сказал: «Да».
Тогда он спросил: «А всем ли ты сделал такой подарок?»
Отец ответил: «Нет».
Он сказал: «Не делай меня свидетелем. Поистине, я не буду свидетелем такой несправедливости.
Ты был бы рад, если бы они все одинаково тебя почитали?»
Отец сказал: «Да, конечно».
Он сказал: «Тогда не поступай же так».
Поэтому благочестивая мусульманка относится одинаково справедливо ко всем своим детям,
не отдает кому-либо предпочтение, не выделяет любимчиков.
Это относится ко всему — и расходы на них, и подарки им, и повседневное обращение с ними.
И нам становится совершенно ясно, почему они все одинаково раскрывают перед ней свои сердца,
все обращаются к ней с просьбами, а их души полны добродетели и любви, глубокого почитания по отношению к ней.
Искренняя мусульманка не делает различий между сыновьями и дочерьми,
когда речь идет о проявлении нежности и заботы.
Этим она отличается от тех женщин, которые продолжают мыслить категориями на уровне эпохи неведения,
когда рождение дочерей считалось немилостью судьбы.
И на своих мальчиков, и на своих девочек мусульманка смотрит одними глазами,
а посему проявляет к ним одинаковые заботу и внимание.
Она в полной мере осознает, что дети — это дар Аллаха, что сыновья и дочери — проявление Его милости:
«Он, кому хочет, дает детей женского пола и, кому хочет, даст детей мужского пола.
Или Он сопрягает их — мужчин и женщин, а кого хочет, делает бесплодным, потому что Он знающий, могущественный». (42; 49-50)
Сведующая мусульманка хорошо знает, что великое вознаграждение Аллах приготовил тому,
кто всячески старается как можно лучше воспитать дочерей.
Об этом говорится во многих достоверных хадисах, в том числе и, например, в хадисах,
переданных аль-Бухари и Муслимом со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах.
Она сказала: «Ко мне пришла женщина. С ней были две ее дочери. Она попросила у меня что-либо поесть.
У меня же ничего не было, кроме одного, единственного финика, и я отдала его женщине.
Она взяла и поделила финик между двумя дочерьми. Себе же ничего не оставила.
Затем она встала и ушла со своими девочками.
Ко мне зашел пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать,
и я рассказала ему об этой женщине.
Он сказал: «Кто был подвергнут испытаниям тем, что у него родились девочки и обходился с ними очень хорошо, благодетельно, они будут ему защитой от адского огня»».
Другой случай в передаче Муслима со слов госпожи Аиши.
Она сказала: «Ко мне пришла неимущая женщина с двумя дочерьми. Я им дала три финика — всем по финику.
Женщина поднесла свой финик ко рту, но дочери попросили у нее поесть.
Тогда она разделила этот финик на две части и отдала им.
Мне это очень приглянулось, и я рассказала об увиденном посланнику Аллаха,
да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать.
Он сказал: «Поистине, Аллах, после такого, обязательно уготовал ей рай или избавил ее от огня ада»».
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал со слов пророка, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, который сказал:
«У кого было три дочери и он терпеливо перенес их беды, горести и радости, того Аллах введет в рай из-за его милосердия к ним».
Один человек спросил: «А если были две дочери?» Он ответил: «Если и две дочери».
А человек опять спрашивает: «А если была одна дочь?» Он ответил: «Если бы была и одна дочь».
Чувство милосердия благородного посланника к женщинам распространялось не только на дочерей, но и на сестер.
Об этом говорится в хадисе, который передал аль-Бухари со слов Абу Сайда аль-Хадари:
«Посланник Аллаха, да благословит его всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал:
«Человек, имеющий трех дочерей или трех сестер и выказывающий им доброе отношение, будет введен в рай».
Ат-Батрани передал такое высказывание: «В моей общине нет такого, кто имел бы трех дочерей или трех сестер
и содержал бы их до совершеннолетия и не вошел бы со мной в рай, вот так».
И он свел вместе указательный и средний пальцы.
Какая же умная, проницательная и серьезная мать будет гнушаться воспитанием дочерей или будет отдавать предпочтение сыновьям перед ними?!
К тому же она слышит высокое наставление благородного пророка о том большом значении,
которое необходимо придавать воспитанию дочерей.
Такое большое, что тому, кто их воспитал в добре, обещан вход в рай, да еще вместе с благородным посланником, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать!
В мусульманской семье дочь всегда оберегаема, любима и почитаема.
Она всегда находит у родителей, особенно у матери, горячее объятие, полную защиту и заботу.
Так будет везде, независимо от того, где она живет — в доме родителей или у того, кто должен опекать ее,
независимо от того, переехала или не переехала в дом мужа.
Ислам обеспечил ей жизнь с заботой о ней, обереганием, почитанием, достаточностью.
Она защищена от непристойности унижения и нужды. Другими словами, она защищена от всего того, с чем сталкивается женщина в тех человеческих обществах, которые сошли с истинного пути, указанного Аллахом.
Что происходит в подобных обществах?
Едва девушка достигнет восемнадцати лет, как тут же выпорхнет из объятий родителей и сталкивается лицом к лицу с суровым материальным миром, полным опасностей. А ей ой как нужны защита, внимание и покровительство.
Да что и говорить — существует огромная разница между законом, данным Аллахом ради счастья человека,
и несовершенным законом, который разработал человек и от которого сам же и мучается.
И неудивительно, что, как результат действия такого законодательства с вещественно-материальным уклоном,
мы видим целые армии опустившихся и заблудших молодых людей и массы матерей, не состоящих в браке.
Кем они были раньше?
Это вчерашние девушки, несчастные и потерянные.
И самое печальное в том, что число таких юношей и девушек постоянно растет.
Интеллигентная, воспитанная мусульманка никогда не проклинает своих детей.
Тем самым она полностью выполняет повеление посланника, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, который запретил поступать таким образом.
Она совершенно естественно опасается, что неровен час, вдруг высказанное, пусть с горяча,
необдуманно, проклятие отзовется и превратится в реальность.
В хадисе, который передал Джабир ат-Тавыль, говорится, что посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал:
«Не проклинайте самих себя, не проклинайте своих детей, не проклинайте свое имущество.
Не добивайтесь у Аллаха того, чтобы наступил час, когда надо будет исполнить то,
о чем вы просили, и Он внемлет просьбе».
Выражение проклятия детям — ужасная привычка, не достойная благородного человека.
Когда мать «остынет» от гнева и образумится, ей ничего не остается, как раскаяться за то, что сделала.
Поистине, жаль женщину, которая хорошо знает как она должна поступить, согласно своей вере,
но иногда позволяет себе расслабиться, теряет контроль над собой, не может сохранить хладнокровие и проклинает своих детей. Этого нельзя делать, если она не хочет оказаться в том трудном положении, в каком оказались легкомысленные женщины.
Сознательная мусульманка, всегда внимательно следит добрым материнским взглядом
за своими детьми и видит все их увлечения, склонности и забавы.
Она знает, что они читают и пишут, кто у них друзья, где они проводят и чем заполняют свой досуг.
При этом дети совсем не ощущают какого-либо «контроля» за собой. Все может случиться.
У детей может произойти, что называется, отклонение от нормы в чем-либо:
во взглядах на окружающую действительность, склонностях и увлечениях,
круге чтения, любимых занятиях во внеучебное время.
Ребенок может завести нехорошего товарища или посещать явно нежелательные места.
У него появилась вредная привычка, например, курение или еще что-либо подобное этому.
Он увлекся играми, которые могут быть предосудительными или запрещенными и наказуемыми.
Те и другие противоречат нравственным требованиям, предъявляемым к мусульманину.
Они приучают бессмысленно «убивать время» и растрачивать энергию, приучают юношу и девушку к пустому время провождению, прививают вкус к ничтожным развлечениям.
Мать, заметив нечто подобное у своих детей, сразу же делает все возможное, чтобы устранить такое отклонение, вернуть сына или дочь на прямой путь. При этом действует решительно, но мудро, и с мягкостью.
Она показывает, как надо идти истинным путем, с большим тактом, ненавязчиво,
осторожно и настойчиво убеждая в своей правоте.
Все это она делает более умело, чем отец. И это вполне понятно.
Ведь она ближе к детям и проводит с ними больше времени.
Их души для матери всегда более открыты, и они больше делятся о своих делах с ней, чем с отцом.
Отсюда явствует, какая большая ответственность ложится на плечи матери за то, чтобы воспитывать детей в праведном, благочестивом духе, сформировать их как носителей личностных качеств, которые в полной мере соответствовали бы принципам, нормам и духовным ценностям ислама.
Каждый ребенок, появившись на свет, несет в себе врожденное предрасположение к вере Аллаха, к исламу.
Но бывает так, что родители обращают его в иудейство или христианство или огнепоклонство,
как говорится в достоверном хадисе, переданном аль-Бухари.
Для родителей не секрет, что в высшей степени важно с момента рождения
и до достижения совершеннолетия способствовать правильному развитию интеллекта своего дитя,
умению самому доходить до здравого смысла, формированию его как личности, умению заниматься самовоспитанием.
Для этого родители должны искать и использовать такие педагогические приемы и методы, которые были бы наиболее эффективны конкретно к каждому ребенку с учетом особенностей его характера и других качеств.
Представим себе, что ребенок увлекся чтением книг. Здесь очень важно, какая это будет книга.
Надо незаметно помочь, подсказать, как «выйти» на такую книгу. А книга эта должна быть такой,
которая развивает ум, формирует необходимые нравственные качества,
побуждает к совершению похвальных поступков, прививает светлые идеалы.
А то ведь есть и книги, которые медленно, но верно губят разум, развращают душу,
гасят порывы к совершению добрых дел.
Увлечения, то, что мы называем «хобби», должны быть такими, которые развивают в душе начала добра,
зажигают в сердцах огоньки истины, прививают вкус ко всему здоровому, настоящему.
С кем дружить? Дружить надо с тем, кто поведет тебя в рай, а не в ад.
Нередко бывает, что друг увел своих товарищей на скользкий путь бед и несчастий.
А матери и отцы допустили это.Так произошло потому, что не придавали значения выбору товарищей и друзей,
были беспечны в этом вопросе и в конечном итоге упустили своих детей.
Ккак мудро звучит сказанное поэтом Аадийем ибн Зайд аль-Ибади о друге и товарище:
Когда будешь среди людей,
Следуй их выбору.
Не следуй за гибельным:
Сам погибнешь с погибающим.
Не спрашивай о человеке, а спрашивай о друге.
Каждый друг подражает
Своему другу.
Мать всегда внимательно смотрит на своих сыновей.
Воспитывая и наставляя их, она всегда замечает, как на него влияют книги и товарищи, увлечения, школа, учителя.
Какое воздействие оказывают они на формирование их личностных качеств, развитие их интеллекта,
духовного мира и мировоззрения.
Вмешивается она лишь при необходимости, видя не только негативное, но и позитивное.
Когда нужно, она прибегает к помощи со стороны отца. Подбирает мудрые, эффективные способы воздействия,
которые обеспечивают успех процессу воспитания и устраняют препятствия, болезненные явления и негативную реакцию.
Есть очень и очень много семей, где именно матери принадлежит огромная заслуга в том,
что дети получили очень хорошее воспитание.
В этих семьях проницательная мать глубоко осознала свою ответственность перед детьми за их воспитание
и выполнила свой долг перед ними наилучшим образом, вырастила детей, которые платят добром родителям и обществу.
В то же время есть много таких семей, которые потерпели фиаско в воспитании детей в исламе.
В таких семьях мать не понимала своей ответственности перед детьми, не заботилась о них.
И они стали для родителей и общества неминуемым злом, постоянной мукой.
Поэтому хочется еще раз подчеркнуть, что дети никогда не станут злом, если родители, особенно мать,
хорошо понимают свою ответственность перед ними и выполняют свой родительский долг наилучшим образом.
Сознательная мусульманская женщина всячески стремится к тому,
чтобы заложить в душах своих детей высокие нравственные качества как любовь к ближнему,
родственные чувства, благосклонность и сострадание к слабому, уважение к старшему, милосердие к младшему, удовлетворение от свершения доброго дела, готовность помочь словом и делом, верность данному слову, честность и беспристрастность в суждении и решении.
Для этого используются самые умные и тонкие приемы -ссылка на любимого героя, разговор по душам на равных,
доброжелательность, умение одобрить и поощрить, сочувствие, мягкость, не переходящая в слабость,
и строгость, не переходящая в резкость, ненавязчивая проверка исполнения, умение не замечать отдельные упущения и промахи без ущерба для дела воспитания.
В результате этого дети вырастают благоразумными, сознательными, идущими по правильному пути,
со зрелым мышлением, благочестивыми, исполнительными, верными данному слову, благонравными,
подготовленными к созиданию в различных областях жизни.
И неудивительно, что воспитание, которое осуществляет мусульманская мать, приносит свои плоды.
Поистине, она — первая школа, где воспитываются народы, она — первый профессор,
который обучает своих талантливых учеников, которые развивают дальше цивилизацию.
Личность мусульманки. Мухаммад Али аль-Хашими
Продолжение:
Спасибо)))