Просмотры: 98
3 0

Мусульманка и ее дети в Исламе

Главная задача матери в Исламе — дать своим детям хорошее исламское воспитание,

привить им благонравие, благородство и достоинства, выправить их характер, вложить в них всё самое лучшее,

раскрыть и развить их способности и таланты и помочь им стать настоящими людьми и истинными мусульманами.

Ответственность перед своими детьми в мусульманской семье.

Нет нужды напоминать о том, что дети приносят нам ра­дость и счастье.

Они дороги человеку и он бережет их как зени­цу ока: они украшают жизнь родителей.

Человек, глядя на своих детей, возлагает на них большие надежды и испытывает успоко­ение души.

Отец видит в своих детях помощь, продолжение ро­да и семейных традиций.

А что видит в своих детях мать? Она видит надежду своей жизни, источник утешения и успокоения души,
ликования сердца и радости жизни.

Все это зависит от то­го, насколько успешно удается воспитать их, сформировать как личности, подготовить к жизни.

Ведь надо их вырастить, чтобы они стали личностями с творческим созидательным началом
и могли творить благо для своих родителей и всего общества.

В этом случае они будут соответствовать тому, что сказано Все­вышним Аллахом:

«Богатство и дети – украшение здешней жизни».(18; 46)

Если же их воспитанию не будет уделено должного внима­ния, то они могут стать источником большой беды
для своих ро­дителей и общества.

Для мусульманки не секрет, что она несет большую ответ­ственность за воспитание детей и формирование их личности, нежели ее муж. Это легко объяснимо.

Дети всегда ближе к мате­ри и больше времени проводят с ней.

Она всегда до тонкостей знает все их дела помыслы и поступки в течение всего периода детства и юношества.

Поэтому мусульманка, глубоко усвоившая религию полно­стью, осознает, какая большая ответственность возложена на нее за воспитание своих детей, ответственность, о которой ска­зано в Священном Коране так:

«О те, кто уверовали! Спасайте самих себя и своих домаш­них от огня,
растопкой которому будут люди и камни».(66; 6)

Эту ответственность благородный посланник выразил в хадисе, который мы уже приводили ранее.

Да, это великая ответственность! И касается она всех лю­дей.

Ислам повесил ожерелье этой ответственности на шею каж­дого человека, без исключения.

В соответствии с этим родители – а мать особенно – несут ответственность за воспитание своих детей.

Родители должны дать им исламское воспитание в пол­ном смысле этого слова,

растить и формировать их в духе пони­мания необходимости совершения добрых дел,

прививая им та­кие качества как благородство, праведность, добродетель и бла­гонравие,
другими словами – в духе высокой нравственности.

Речь идет о высокой нравственности, о которой благородный по­сланник сказал:

«Я был направлен с миссией для того, чтобы укоренить в жизни людей добродетельные нравы».

Самым веским, убедительным свидетельством огромной ответственности родителей за воспитание своих детей
в соот­ветствующем духе, обеспечивающем, что они станут истинны­ми мусульманами,
является такое подтверждение улемов (ис­ламских богословов):

«Слова посланника, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать:
«Когда вашим де­тям семь лет, обучайте их совершению молитве.
Когда им будет десять лет, привлекайте их к совершению молитвы…»

В каждом доме повеление об обучении достигших семилетнего возраста к свершению молитвы выполняется.
Но родители вместе с тем непривлекают их к совершению молитвы при достижении десяти­летнего возраста.

Такой дом допускает халатность. И родители несут ответственность перед Аллахом!

Каждая семья, это общество в миниатюре. В рамках этого общества складывается психология индивидуума.

Идет форми­рование интеллекта, понимание окружающего мира.

Вырабаты­вается характер, нрав, темперамент, начинают проявляться склонности, устремленность к чему-либо.

А ведь они еще не что иное, как пушистые цыплята. Именно в этом возрасте дети гото­вы, как губка, впитывать в свое сознание мудрое поучительное указание на истинный путь.

Поэтому на родителей ложится большая и имеющая огромную значимость ответственность
за успешное воспитание сыновей и дочерей.

Заботливая мусульманка умеет проникать в сердце и внед­рять благородные духовные ценности в разум и душу ребенка.

Об этом убедительно свидетельствует тот факт, что прони­цательные мусульманские женщины вырастили
и воспитали та­ких сыновей, которые проявили себя как самые благородные и наидостойнейшие среди мужей.

И всем хорошим в себе они обя­заны великим женщинам – своим матерям.

Например, Аз-Зубайр ибн аль-Аувам обязан своим вели­чием своей матери – Сафии бинт Абд-аль-Мутталиб.

Это она вложила в него свой проницательный взгляд и прекрасные черты.

Абдалла Аль-Мунзыр и Уурва – сыновья Аз-Зубайра также имели прекрасные качества, которые вложила в них их мать -Асмаа бинт Абу Бакр.
Каждый из них оставил неизгладимый след и память о похвальных делах.

Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, воспри­нял мудрость, достоинство и высокие нравственные качества у своей матери, Фатымы бинт Асад, женщины умной, пользовав­шейся большим авторитетом.

Абдалла ибн Джаафар – достойный и благородный пред­ставитель юношей-арабов – лишился отца, когда еще был ма­леньким.

Его воспитывала мать – Асмаа бинт Умайс, которая щедро передала ему такие качества как добродетель,
готовность совершить похвальный поступок.

Она сама была носительницей таких качеств и навсегда останется в памяти как одна из самых достойных женщин ислама.

Муавийа ибн Абу Суфйан унаследовал от своей матери -Хинд бинт Аатаба – а не от отца -Абу Суфйана
– силу характера и острый ум.
Когда он был еще ребенком, мать увидела призна­ки благородства на его лице. А люди ей сказали:
«Если будет жить и вырастет, станет начальствовать над своим народом».

Она ответила: «Если не будет предводителем своего народа, то значит я его упустила».

А вот сыну своему Йазиду (и своему преемнику на посту халифа) Муавийа не сумел передать такой же интеллект,
благо­разумие, умение управлять.

Его матерью была наивная, просто­ватая, кочевая арабка.

Муавийа женился на ней из-за ее внешней красоты, а также с учетом положения ее рода.

Брат Муавии Зияд ибн Абу Суфйан был примером прони­цательности и догадливости.

Но он тоже не сумел передать сво­ему сыну Абдалле свои высокие личностные качества.
И вырос он бестолковым.
Его мать «Марджана» («Жемчужинка»), перси­янка, не имела тех дарований и талантов, которые бы дали ей возможность стать матерью будущего великого человека.

История увековечила двух великих мужей из племени Бану Омайя.

Первый из них был известен физической силой, вы­соким ростом, острым умом, мудростью, решительностью,
бла­горазумием и рассудительностью.

Второй проводил в жизнь за­коны справедливости, правосудия, добра, благочестия, правед­ности, религиозности.

Их матери – благоразумные великие жен­щины.

Первого звали Абд аль-Малик ибн Марван. Его мать – Аиша бинт аль-Мугира из племени Бану Омайя.
Она известна сво­ей силой характера, решимостью и умом.

Второго звали Омар ибн Абд аль-Азиз, да будет доволен им Аллах.

Это пятый праведный халиф. Его мать – Умм Асым бинт Асым ибн Омар ибн аль-Хаттаб.

Она была образцом благородства и честности.

Ее матерью была очень благочестивая женщина, которую Омар сосватал за своего сына Асыма,
ибо увидел в ней твердость, честность и прямоту в тот день, когда она не по­желала добавить воды в молоко,
как того просила ее мать. Она отказалась это сделать, ибо Аллах все видит.

Если обратим наши взоры в сторону Пиренейского полу­острова, Андалузии, то увидим выдающуюся личность,
повели­теля верующих Абд ар-Рахмана ан-Насера, который вышел из сиротского детства
и затем основал государство на западе ис­ламского мира.

Этому государству подчинялись правители и ко­роли европейских стран.

В учебных заведениях этого государст­ва хотели получить образование жаждущие их. Оно было важ­ной составной частью общемировой исламской общины.

Хочется подчеркнуть, что если мы будем искать тайну ве­личия того или иного человека,

то всегда восходим к великой женщине – его матери, которая знала и умела так посеять семе­на духа жизнерадостности, здорового честолюбия, стремления к совершенствованию и свершения славных дел, что они потом дали прекрасные плоды.

Наше внимание привлекли еще две славные женщины, на этот раз из эпохи аббасидской династии,
которая существовала пять веков (750 – 1258 годы).

Они вложили в своих детей дух ве­личия, достижения больших высот, талантливость.

Первую зва­ли Умм Джаафар ибн Йахья, мать визиря известного халифа Харуна ар-Рашида.

Вторая – мать имама аш-Шафии.

Он никогда не видел отца, потому что отец умер, когда он был еще грудным ре­бенком.

Все заботы о его воспитании легли на плечи матери, и она с этим успешно справилась.

Из нашей истории можно привести много других приме­ров замечательных женщин
– проницательных, обладающих большими знаниями, благочестивых.



Именно в них содержалась тайна высокого уровня умственного развития и талантливости их детей.

Это они заложили в своих сыновьях такое важное ка­чество как стремление к свершению славных дел.

Им принадле­жит большая заслуга в том, что их сыновья достигли высоких степеней славы и благородства,

совершали похвальные поступ­ки и – не будет преувеличением сказать – великие дела.

В воспитании детей использует самые эффективные формы и методы.

Благоразумная мусульманка, прежде всего, учитывает особенности душевного склада

и темперамента, характера каждого из своих детей, их склонности и увлечения.

Она постоянно ра­ботает над тем, чтобы совершенствовать пути и методы проник­новения в их души,

в их изначально чистый внутренний мир, чтобы посеять семена высоких идеалов,

духовных ценностей, которые дадут потом прекрасные всходы.

Благодаря этому она использует самые умные, искусные, эффективные методы зака­ливать и шлифовать эти души.

По своей природе женщина всегда близка к детям и люби­ма ими. Их влечет к матери.

Ее личность притягивает их, и они с радостью раскрывают ей свои души и сердца.

Дети обращают­ся к ней, чтобы вместе с ней разобраться в том, что их волнует и беспокоит.

Она даст им умный совет, закаливает характер и шлифует их чувства, учитывая уровень их развития и возраст.

Делает это она тактично и увлекательно, используя элементы игры.

Обращается с ними, используя выражения любви и благо­желательного отношения.

Все это способствует тому, что они проникаются еще большей любовью к матери, охотно прислу­шиваются к ее наставлениям.

Воспринимают ее повеление и на­ставление и искренне их выполняют по зову сердца.

Хорошо из­вестно, что послушание послушанию рознь, есть искреннее по­слушание, исходящее от любви,
уважения, высокой оценки лич­ности повелевающего или поручающего.

А есть послушание мнимое. Такое послушание зиждется на принуждении и подчи­нении.

В первом случае мы имеем дело с послушанием конст­руктивным и устойчивым.

Во втором случае речь идет о послушании временном и нестабильном.

Такое послушание быстро проходит, как только прекратится оказание давления или проявление жесткости.

Для проницательной мусульманки не секрет, что детям очень нужны ласка, щедро оказываемая глубокая любовь.

Когда дети имеют это, они растут здоровыми с психологической точки зрения, не зная болезней и срывов.

Их души наполняются опти­мизмом, сердца – доверием и уверенностью, разум и память – на­деждой и здоровым честолюбием.
Поэтому сознательная мать-мусульманка всякий раз дает детям почувствовать свою любовь и симпатию,
которые щедро проявляет ее большое сердце и ко­торые до краев заполняют их жизнь радостью и счастьем,
а их души – уверенностью и спокойствием.

Посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на не­го Свою благодать, и своими высказываниями,
и своими делами побуждал проявлять милосердие.

Милосердие к людям, а к де­тям особенно, было одной из самых видных черт его натуры.

Анас, да будет доволен им Аллах, передает:

«Я не видел никого, кто бы так же трепетно относился к своей семье, как посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать.
Однажды мы направлялись в поход. Перед тем как выступить в путь, он вошел в дом, где его сын Ибрахим на­ходился у кормилицы, взял его на руки, крепко поцеловал и вернулся к нам».

Анас, да будет доволен им Аллах, вспоминал, что каждый раз, когда благородный посланник проходил мимо детей,
то ра­довался им, улыбался и ласково разговаривал.

Верующие хоро­шо знают его высказывание, имеющее большое значение для воспитания:

«Среди нас нет никого, кто бы не отнесся мило­стиво к ребенку и не воздал бы должное взрослым».

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказал, что пророк, да благословит его Всевышний
и ниспошлет на него Свою благодать, поцеловал Хасана сына Али.

Аль-Акрау ибн Хабис сказал:

«У меня десять детей, и никого из них я еще не це­ловал». Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний
и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Кто не милостив, к тому люди не будут милосердны».

Благородный посланник был великим воспитателем. Он неустанно старался, чтобы души людей
стали источником мило­сердия, сострадания к другим людям, всегда были полны любви и сочувствия к ним.

Он считал эти качества важнейшими в че­ловеке.

Однажды к нему пришел бедуин, т.е. араб-кочевник. Бла­городный посланник спросил его,

принято ли у бедуинов цело­вать своих детей. Тот ответил, что нет, они их не целуют.

Тогда пророк сказал: «Неужели это тот случай, когда Аллах вырвал из вашего сердца чувство милосердия?»

Мать верующих госпожа Аиша рассказала: «Фатыма за­шла к пророку, да благословит его Аллах и ниспошлет
на него Свою благодать.
Он встал, поприветствовал и поцеловал свою дочь. Затем предложил сесть рядом с собой…»

Посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать,
всегда высоко отзывался о женщинах курайшитов, потому что они – самые сострадательные и нежные к сво­им детям.

Он считал, что они больше, чем кто-либо, уделяют внимания воспитанию детей, формированию у них необходи­мых качеств. Проявляя заботу о муже, женщина из курайшитов всегда была в то же время занята детьми.

Всегда жертвовала для них всем. Аль-Бухари приводит следующее высказывание Абу Хурайры:

«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал:

«Курайшитские женщины – самые лучшие во всем. Они лучше всех сидят на верблюдах,
самые сострадательные к ребенку и в то же время самые заботливые по отношению к мужу».

Мусульманка, глубоко уверовавшая, всегда выполняет наставления благородного пророка.

И она, конечно же, никогда не допустит, чтобы была со своими детьми мрачной и черствой.

Ес­ли даже она по своему характеру сурова, строга и не без черст­вости,
то в отношениях с детьми это не проявляется.

Это высо­кое наставление благородного пророка берет за сердце любую мать и открывает в нем источник милосердия и нежности, вос­пламеняет огонь любви к детям.

Мать и отец – это любовь, нежность, сочувствие, симпа­тия, благосклонность, забота и внимание,
озабоченность, прине­сение в жертву.
Мусульманская семья

Нет сомнения в том, что этот бурный поток любви, кото­рую мусульманка направляет своим детям,
является самым большим составляющим ее счастья в жизни.

Это как раз то, что утратила западная женщина, которая стала жертвой сугубо мер­кантильного
подхода к жизни, к ее текучке.

Её всецело по­глотила работа и она лишилась вкуса к семье, лишилась тонких чувств,
побуждающих к милосердию и состраданию.

Обо всем этом хорошо сказала Сильми аль-Хаффар, одна из активисток женского движения в Сирии,
после посещения ею США. Она сказала:

“Поистине, достойно сожаления, что женщина теряет то главное и высокое, чем наградила ее природа”.
Я имею в виду ее женственность, ее счастье.
Постоянная работа является при­чиной потери тех маленьких райских уголков,
которые являют­ся естественным прибежищем как для женщин, так и для муж­чин.
Аромат и благоухание таких райских уголков могут исхо­дить лишь только от матери и хозяйки дома.
Счастье семьи и всего общества, каждого индивидуума, источник вдохно­вения и творчества всегда надо искать в доме в семейной обстановке.

Ровно относится к сыновьям и дочерям.

Мудрая мусульманка одинаково ровно относится ко всем своим детям.

Она хорошо, знает, что данный Аллахом закон ис­лама осуждает предпочтение одного ребенка другому.

Такое предпочтение оставляет очень горький осадок в сердце, напри­мер, мальчика,
когда его брату явно отдают предпочтение.

Когда ребенок не чувствует ровного отношения ко всем детям, ко всем его братьям и сестрам, он растет ущербным, излишне беспокой­ным, завистливым и в конце концов злобным.

Ревность и за­висть подтачивают его сердце. И наоборот, когда ребенок видит, что ко всем детям в семье относятся одинаково, не выделяют любимчиков, он растет в нормальной здоровой обстановке,

лишенный какого-либо комплекса неполноценности, не зная такие явления, как скрытая ненависть и ревность.

Вместо таких явле­ний его душа полна оптимизма и любви. Такого ждет ислам от родителей.

Аль-Бухари, Муслим и другие передали, ссылаясь на Нуаман ибн Башир, да будет доволен им Аллах.

Он рассказал, что его отец привел его к посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, и сказал:
«Я отдал своему сыну мальчика-слугу, который прислуживал мне».

Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, спросил:

«О Башир! У тебя кроме это­го сына есть еще дети?»

Отец сказал: «Да».
Тогда он спросил: «А всем ли ты сделал такой подарок?»

Отец ответил: «Нет».

Он сказал: «Не делай меня свидетелем. Поистине, я не буду свиде­телем такой несправедливости.

Ты был бы рад, если бы они все одинаково тебя почитали?»
Отец сказал: «Да, конечно».

Он ска­зал: «Тогда не поступай же так».

Поэтому благочестивая мусульманка относится одинаково справедливо ко всем своим детям,
не отдает кому-либо предпо­чтение, не выделяет любимчиков.

Это относится ко всему – и расходы на них, и подарки им, и повседневное обращение с ними.

И нам становится совершенно ясно, почему они все оди­наково раскрывают перед ней свои сердца,
все обращаются к ней с просьбами, а их души полны добродетели и любви, глубо­кого почитания по отношению к ней.

Искренняя мусульманка не делает различий между сыно­вьями и дочерьми,

когда речь идет о проявлении нежности и за­боты.

Этим она отличается от тех женщин, которые продолжают мыслить категориями на уровне эпохи неведения,
когда рожде­ние дочерей считалось немилостью судьбы.

И на своих мальчи­ков, и на своих девочек мусульманка смотрит одними глазами,
а посему проявляет к ним одинаковые заботу и внимание.

Она в полной мере осознает, что дети – это дар Аллаха, что сыновья и дочери – проявление Его милости:

«Он, кому хочет, дает детей женского пола и, кому хочет, даст детей мужского пола.
Или Он сопрягает их – мужчин и жен­щин, а кого хочет, делает бесплодным, потому что Он знающий, могущественный». (42; 49-50)

Сведующая мусульманка хорошо знает, что великое возна­граждение Аллах приготовил тому,
кто всячески старается как можно лучше воспитать дочерей.

Об этом говорится во многих достоверных хадисах, в том числе и, например, в хадисах,
пере­данных аль-Бухари и Муслимом со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах.

Она сказала: «Ко мне пришла женщина. С ней были две ее дочери. Она попросила у меня что-либо поесть.
У меня же ничего не было, кроме одного, единственного финика, и я от­дала его женщине.
Она взяла и поделила финик между двумя до­черьми. Себе же ничего не оставила.
Затем она встала и ушла со своими девочками.
Ко мне зашел пророк, да благословит его Ал­лах и ниспошлет на него Свою благодать,
и я рассказала ему об этой женщине.
Он сказал: «Кто был подвергнут испытаниям тем, что у него родились девочки и обходился с ними очень хо­рошо, благодетельно, они будут ему защитой от адского огня»».

Другой случай в передаче Муслима со слов госпожи Аиши.

Она сказала: «Ко мне пришла неимущая женщина с дву­мя дочерьми. Я им дала три финика – всем по финику.
Женщина поднесла свой финик ко рту, но дочери попросили у нее поесть.
Тогда она разделила этот финик на две части и отдала им.
Мне это очень приглянулось, и я рассказала об увиденном посланни­ку Аллаха,
да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать.

Он сказал: «Поистине, Аллах, после такого, обязательно уготовал ей рай или избавил ее от огня ада»».

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал со слов пророка, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, который сказал:
«У кого было три дочери и он терпеливо перенес их беды, горести и радости, того Аллах введет в рай из-за его милосердия к ним».
Один человек спросил: «А если были две дочери?» Он ответил: «Если и две дочери».

А человек опять спрашивает: «А если была одна дочь?» Он отве­тил: «Если бы была и одна дочь».

Чувство милосердия благородного посланника к женщи­нам распространялось не только на дочерей, но и на сестер.

Об этом говорится в хадисе, который передал аль-Бухари со слов Абу Сайда аль-Хадари:
«Посланник Аллаха, да благословит его всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал:

«Чело­век, имеющий трех дочерей или трех сестер и выказывающий им доброе отношение, будет введен в рай».

Ат-Батрани передал такое высказывание: «В моей общине нет такого, кто имел бы трех дочерей или трех сестер
и содер­жал бы их до совершеннолетия и не вошел бы со мной в рай, вот так».
И он свел вместе указательный и средний пальцы.

Какая же умная, проницательная и серьезная мать будет гнушаться воспитанием дочерей или будет отдавать предпочте­ние сыновьям перед ними?!

К тому же она слышит высокое на­ставление благородного пророка о том большом значении,
кото­рое необходимо придавать воспитанию дочерей.

Такое большое, что тому, кто их воспитал в добре, обещан вход в рай, да еще вместе с благородным посланником, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать!

В мусульманской семье дочь всегда оберегаема, любима и почитаема.

Она всегда находит у родителей, особенно у матери, горячее объятие, полную защиту и заботу.

Так будет везде, неза­висимо от того, где она живет – в доме родителей или у того, кто должен опекать ее,

независимо от того, переехала или не пере­ехала в дом мужа.

Ислам обеспечил ей жизнь с заботой о ней, обереганием, почитанием, достаточностью.

Она защищена от непристойности унижения и нужды. Другими словами, она за­щищена от всего того, с чем сталкивается женщина в тех чело­веческих обществах, которые сошли с истинного пути, указан­ного Аллахом.

Что происходит в подобных обществах?
Едва де­вушка достигнет восемнадцати лет, как тут же выпорхнет из объятий родителей и сталкивается лицом к лицу с суровым материальным миром, полным опасностей. А ей ой как нужны защита, внимание и покровительство.

Да что и говорить – существует огромная разница между законом, данным Аллахом ради счастья человека,
и несовершен­ным законом, который разработал человек и от которого сам же и мучается.

И неудивительно, что, как результат действия такого законодательства с вещественно-материальным уклоном,
мы видим целые армии опустившихся и заблудших молодых людей и мас­сы матерей, не состоящих в браке.
Кем они были раньше?

Это вчерашние девушки, несчастные и потерянные.

И самое печаль­ное в том, что число таких юношей и девушек постоянно растет.

Интеллигентная, воспитанная мусульманка никогда не проклинает своих детей.

Тем самым она полностью выполняет повеление посланника, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, который запретил поступать таким образом.

Она совершенно естественно опасается, что неровен час, вдруг высказанное, пусть с горяча,
необдуманно, проклятие отзовется и превратится в реальность.

В хадисе, который пере­дал Джабир ат-Тавыль, говорится, что посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благо­дать, сказал:
«Не проклинайте самих себя, не проклинайте сво­их детей, не проклинайте свое имущество.
Не добивайтесь у Ал­лаха того, чтобы наступил час, когда надо будет исполнить то,
о чем вы просили, и Он внемлет просьбе».

Выражение проклятия детям – ужасная привычка, не до­стойная благородного человека.
Когда мать «остынет» от гнева и образумится, ей ничего не остается, как раскаяться за то, что сделала.
Поистине, жаль женщину, которая хорошо знает как она должна поступить, согласно своей вере,
но иногда позволя­ет себе расслабиться, теряет контроль над собой, не может со­хранить хладнокровие и проклинает своих детей. Этого нельзя делать, если она не хочет оказаться в том трудном положении, в каком оказались легкомысленные женщины.

Сознательная мусульманка, всегда внимательно следит добрым материнским взглядом
за своими детьми и видит все их увлечения, склонности и забавы.

Она знает, что они читают и пишут, кто у них друзья, где они проводят и чем заполняют свой досуг.

При этом дети совсем не ощущают какого-либо «контро­ля» за собой. Все может случиться.

У детей может произойти, что называется, отклонение от нормы в чем-либо:
во взглядах на окружающую действительность, склонностях и увлечениях,
круге чтения, любимых занятиях во внеучебное время.

Ребенок может завести нехорошего товарища или посещать явно нежела­тельные места.

У него появилась вредная привычка, например, курение или еще что-либо подобное этому.
Он увлекся играми, которые могут быть предосудительными или запрещенными и наказуемыми.
Те и другие противоречат нравственным требова­ниям, предъявляемым к мусульманину.

Они приучают бессмыс­ленно «убивать время» и растрачивать энергию, приучают юно­шу и девушку к пустому время провождению, прививают вкус к ничтожным развлечениям.

Мать, заметив нечто подобное у сво­их детей, сразу же делает все возможное, чтобы устранить такое отклонение, вернуть сына или дочь на прямой путь. При этом действует решительно, но мудро, и с мягкостью.

Она показыва­ет, как надо идти истинным путем, с большим тактом, ненавяз­чиво,
осторожно и настойчиво убеждая в своей правоте.

Все это она делает более умело, чем отец. И это вполне понятно.
Ведь она ближе к детям и проводит с ними больше времени.

Их души для матери всегда более открыты, и они больше делятся о своих делах с ней, чем с отцом.

Отсюда явствует, какая большая ответ­ственность ложится на плечи матери за то, чтобы воспитывать детей в праведном, благочестивом духе, сформировать их как носителей личностных качеств, которые в полной мере соответ­ствовали бы принципам, нормам и духовным ценностям ислама.

Каждый ребенок, появившись на свет, несет в себе врож­денное предрасположение к вере Аллаха, к исламу.

Но бывает так, что родители обращают его в иудейство или христианство или огнепоклонство,
как говорится в достоверном хадисе, пере­данном аль-Бухари.

Для родителей не секрет, что в высшей степени важно с момента рождения
и до достижения совершеннолетия способст­вовать правильному развитию интеллекта своего дитя,
умению самому доходить до здравого смысла, формированию его как личности, умению заниматься самовоспитанием.

Для этого ро­дители должны искать и использовать такие педагогические приемы и методы, которые были бы наиболее эффективны кон­кретно к каждому ребенку с учетом особенностей его характера и других качеств.

Представим себе, что ребенок увлекся чтением книг. Здесь очень важно, какая это будет книга.

Надо незаметно помочь, подсказать, как «выйти» на такую книгу. А книга эта должна быть такой,
которая развивает ум, формирует необходимые нравственные качества,
побуждает к совершению похвальных поступков, прививает светлые идеалы.
А то ведь есть и книги, которые медленно, но верно губят разум, развращают душу,
га­сят порывы к совершению добрых дел.

Увлечения, то, что мы называем «хобби», должны быть та­кими, которые развивают в душе начала добра,
зажигают в серд­цах огоньки истины, прививают вкус ко всему здоровому, насто­ящему.

С кем дружить? Дружить надо с тем, кто поведет тебя в рай, а не в ад.

Нередко бывает, что друг увел своих товарищей на скользкий путь бед и несчастий.

А матери и отцы допустили это.Так произошло потому, что не придавали значения выбору товарищей и друзей,
были беспечны в этом вопросе и в конеч­ном итоге упустили своих детей.

Ккак мудро звучит сказанное поэтом Аадийем ибн Зайд аль-Ибади о друге и товарище:

Когда будешь среди людей,

Следуй их выбору.

Не следуй за гибельным:

Сам погибнешь с погибающим.

Не спрашивай о человеке, а спрашивай о друге.

Каждый друг подражает

Своему другу.

Мать всегда внимательно смотрит на своих сыновей.

Вос­питывая и наставляя их, она всегда замечает, как на него влияют книги и товарищи, увлечения, школа, учителя.

Какое воздейст­вие оказывают они на формирование их личностных качеств, развитие их интеллекта,
духовного мира и мировоззрения.

Вме­шивается она лишь при необходимости, видя не только негатив­ное, но и позитивное.

Когда нужно, она прибегает к помощи со стороны отца. Подбирает мудрые, эффективные способы воз­действия,
которые обеспечивают успех процессу воспитания и устраняют препятствия, болезненные явления и негативную реакцию.

Есть очень и очень много семей, где именно матери при­надлежит огромная заслуга в том,
что дети получили очень хо­рошее воспитание.

В этих семьях проницательная мать глубоко осознала свою ответственность перед детьми за их воспитание
и выполнила свой долг перед ними наилучшим образом, вырас­тила детей, которые платят добром родителям и обществу.

В то же время есть много таких семей, которые потерпели фиаско в воспитании детей в исламе.

В таких семьях мать не понимала своей ответственности перед детьми, не заботилась о них.

И они стали для родителей и общества неминуемым злом, постоянной мукой.

Поэтому хочется еще раз подчеркнуть, что дети никогда не станут злом, если родители, особенно мать,

хорошо понима­ют свою ответственность перед ними и выполняют свой роди­тельский долг наилучшим образом.

Сознательная мусульманская женщина всячески стремит­ся к тому,

чтобы заложить в душах своих детей высокие нравст­венные качества как любовь к ближнему,
родственные чувства, благосклонность и сострадание к слабому, уважение к старше­му, милосердие к младшему, удовлетворение от свершения доб­рого дела, готовность помочь словом и делом, верность данному слову, честность и беспристрастность в суждении и решении.

Для этого используются самые умные и тонкие приемы -ссылка на любимого героя, разговор по душам на равных,
доб­рожелательность, умение одобрить и поощрить, сочувствие, мягкость, не переходящая в слабость,

и строгость, не переходя­щая в резкость, ненавязчивая проверка исполнения, умение не замечать отдельные упущения и промахи без ущерба для дела воспитания.

В результате этого дети вырастают благоразумны­ми, сознательными, идущими по правильному пути,

со зрелым мышлением, благочестивыми, исполнительными, верными дан­ному слову, благонравными,
подготовленными к созиданию в различных областях жизни.

И неудивительно, что воспитание, которое осуществляет мусульманская мать, приносит свои пло­ды.

Поистине, она – первая школа, где воспитываются народы, она – первый профессор,
который обучает своих талантливых учеников, которые развивают дальше цивилизацию.

Личность мусульманки. Мухаммад Али аль-Хашими



Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (7 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *