Сороковой хадис: «Ребенок относится к ложу».
عن عمرو بن شعيب ، عن أبيه ، عن جده ، قال : قام رجل فقال : يا رسول الله
! إن فالنا ابني ؟ عاهرت بأمه يف الجاهلية . فقال رسول الله — صىل الله عليه
وسلم — : » ال دعوة يف اإلسالم ، ذهب أمر الجاهلية ، الولد للفراش ، وللعاهر
الحجر » . رواه أبو داود
От Амара ибн Шуайба от его отца от его деда [передается]: «Один человек встал и сказал: «О Посланник Аллаха ﷺ, этот ребенок – мой сын? Я совершил прелюбодеяние с его матерью в эпоху джахилии».
И Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет притязания на родство в Исламе! Ушли законы джахилии! Ребенок относится к ложу, а прелюбодею – камень!»» (Абу Дауд).
Это один из ключевых хадисов касательно генеалогии и установления родства в Исламе.
Выражение «للفراش الولد» («ребенок относится к ложу») означает, что если мужчина женат на женщине и она рожает ребенка в такой срок, что ее беременность могла начаться в браке, а не до него, то ребенок будет считаться сыном ее мужа.
И эти слова считаются примером «джавами` аль-калим», а именно удивительного красноречия нашего Пророка ﷺ, который мог в нескольких словах изложить решение непростых вопросов и доходчиво все объяснить.
Имам ан-Навави объясняет эти слова Посланника Аллаха ﷺ следующим образом:
وأما قوله صىل الله عليه وسلم : الولد للفراش ، فمعناه أنه إذا كان للرجل زوجة
أو مملوكة صارت فراشا له فأتت بولد ملدة اإلمكان منه لحقه الولد وصار ولدا
يجري بينهام التوارث وغريه من أحكام الوالدة ، سواء كان موافقا له يف الشبه أم
مخالفا . ومدة إمكان كونه منه ستة أشهر من حني اجتامعهام
«Что касается слов Посланника Аллаха ﷺ «ребенок относится к ложу», то их смысл – в том, что если у мужчины есть жена или рабыня, с которой у него была интимная близость, и эта женщина родила ему ребенка в такой срок, что он мог быть зачат от него, то этот ребенок относится к нему и считается его ребенком и между ними устанавливаются связи наследования (и соответственно выносятся другие шариатские решения).
И не имеет значения, похож ребенок на него или нет. И срок родов, когда ребенок считается сыном мужа, – это [минимум] шесть месяцев после их брака».
Иными словами, если женщина родила меньше чем через шесть месяцев после заключения брака, то ребенок не будет считаться ребенком этого мужчины.
Абу Али аль-Ашари
Подготовила:Джаннат Джаватханова
Сорок первый хадис: «Нет дурных предзнаменований».