Просмотры: 108
4 0

Стыдливость и застенчивость

Аллах говорит:

وَاللَّهُ لَا يَسْتَحْيِي مِنَ الْحَقِّ

«Аллах не стыдится истины».
(Сура 33 Ахзаб, 53 аят).

Сказал Ибн Каийим Джавзия (да смилуется над ним Аллах): «Качество стыда является наилучшим и наивеличайшим качеством по цене и наибольшим из них в пользе, оно является характерным свойством именно человека. Тот, у кого нет стыда, в том нет от человеческого естества ничего, кроме мяса, крови и внешнего их образа, также, как нет в нем и из блага ничего.
Если бы не это качество, – стыд — не проявилось бы гостеприимство, не исполнилось бы обещание, не сохранился бы “аманат”, не выполнилась бы ни одна просьба, не покрывались бы срамные места, не было бы преграды совершать низкие поступки.
Мотив к совершению этих действий будет либо религиозный, а это надежда на их хорошие плоды, либо мирской, а это стыд перед людьми. Таким образом, нам становится ясно, что если бы не стыд перед Творцом, либо перед творениями, то не свершились бы эти вышеперечисленные действия…».
( из книги «Ключ счастья»).

Сказал Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах):

«Тот, в ком уменьшился стыд, -уменьшилось его благочестие, а тот, чье благочестие уменьшилось,- умерло его сердце». Приводит Ибн Аби Дунья в книге «Макарим аль-Ахлякъ».

Передается от АбдуЛлы ибн Амра ибн А`ca (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Однажды посланник Аллаха (мир ему и благославение Аллаха) проходил мимо одного мужчины, который ругал своего брата за его застенчивость. Сказал ему Пророк (мир ему и благославение Аллаха) : «Оставь его, поистине, застенчивость от веры». (Сахих Аль-Бухари и сахих Муслима)

Сказал Ибн Каийим Аль-Джавзия (да смилуется над ним Аллах): «Из последствий грехов — потеря стыда, который является веществом, поддерживающим жизнь сердца, и он основа всякого блага, а потеря его — потеря блага целиком. Как пришло в достоверном хадисе: «Стыд (застенчивость) не приходит, кроме как с благом». Здесь имеется в виду, что грехи ослабляют чувство стыда в мусульманине, а может дойти и до того, что оно исчезнет у него полностью, так, что ему не будет никакого дела до того, что люди знают и видят его в дурном деле. Все это из-за потери стыда. Тот, кто постыдился Аллаха совершить какое-либо ослушание перед Ним, то Аллах постыдится наказать его в Судный день, а тот, кто не стыдится в ослушании перед Ним, Он не постыдится подвергнуть его наказанию». ( из книги «Полный ответ тому, кто спросил об исцеляющем лекарстве»).

Примером таких распутников являются те, которые отправляются в путь для удовлетворения своих страстей, а затем рассказывают об этом грехе. Передается от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благославение Аллаха) сказал:

«Все члены моей общины будут избавлены, за исключением заявляющих во всеуслышание (примером чего могут служить) действия такого человека, который совершает что-нибудь ночью, и Аллах покрывает его (грех), а наутро он сам говорит: “О такой-то, вчера я сделал то-то и то-то”, и (получается так, что) он проводит ночь под покровом своего Господа, а наутро сбрасывает покров Аллаха».
(Сахих Аль-Бухари).



Сказал Имам Навави (да смилуется над ним Аллах): «Возможно, для некоторых людей встанет проблема, состоящая в том, что кто-то из обладателей застенчивости постесняется адресовать наставление с истиной тому, кому он оказывает глубокое почтение и ставит его выше себя, и таким образом он оставляет побуждение его к одобряемому и не отстраняет его от порицаемого, и это ему может показаться стыдом, который остановил его от указания на Истину. Ответом на это будет то, как ответила группа Имамов, из которых Абу Амр ибн Салях (да смилуется над ним Аллах): «То, что запретило ему (адресовать истинное наставление) — это не стыд, напротив, это бессилие, упадок духа и унижение. Истинный стыд — это качество, которое пробуждается в оставлении дурных поступков, и запрещает проявлять послабления в правах Обладателя Права (т.е. в правах Аллаха)»

О стыдливости Посланника (мир ему и благославление Аллаха).

1. Всевышний Аллах сказал: “О те, которые уверовали! Не входите в дом Пророка, если только вас не пригласят на трапезу, и [не входите] с тем, чтобы дождаться ее. Однако, когда вас пригласят, то входите, а когда поедите, то расходитесь, не вступая в разговоры. Ведь это может удручать Пророка, а он стесняется [сказать об этом вам], но Аллах не стыдится истины”.
(Сура “Сонмы”, аят 53.)

2. Посланник Аллаха был более стыдлив, чем незамужняя девушка, и если ему что-то не нравилось, то мы узнавали это по его лицу.
(Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.)

Сам же Посланник Аллаха сказал:

3. “Стыдливость – от веры”.
(Этот хадис передал Муслим.)

4. “Стыдливость – это добро”.
(Этот хадис передал Муслим.)

5. “Стыдливость – от веры, а вера ведет в рай, а бесстыдство – от грубости, а грубость приводит в ад”.
(Этот хадис передали ат-Тирмизи и другие, и он назвал этот хадис хорошим и достоверным.)

6. “Стыдливость и вера привязаны друг к другу, и когда человек лишен чего-то одного из них, то непременно лишен и другого”.
(Этот хадис передали аль-Хаким и аль-Бейхаки, а аль-Албани назвал его достоверным.)

7. “Стыдливость не приносит ничего, кроме добра”.
(Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.)

8. “Стыдливость и богобоязненность в речи – это две веточки веры, а грубость и напыщенные речи – это две ветви лицемерия”.
(Этот хадис передали Ахмад и другие, а аз-Захаби и аль-Албани назвали его достоверным.)

9. Йа‘ла ибн Умеййа рассказывал, что Посланник Аллаха увидел мужчину, который купался в открытом месте. Он поднялся на минбар, воздал хвалу Аллаху и сказал: “Воистину, Аллах – стыдливый и укрывающийся. Он любит, когда люди стыдливы и укрываются от других. Пусть же каждый из вас, когда купается, укрывается [от чужих взоров]”.
(Этот хадис передали Ахмад и другие, а аль-Албани назвал его иснад хорошим в книге “Мишкат аль-Масабих”.)

10. “Воистину, у каждой религии есть своя мораль, а мусульманская мораль – это стыдливость”.
(Этот хороший хадис передал Ибн Маджа.)

11. “Одна из истин, которую люди усвоили из учений ранних пророков, гласит: если ты не стесняешься своего поступка, то совершай его”.
(Этот хадис передал аль-Бухари.)

12. “У вера семьдесят с лишним (или шестьдесят с лишним) ветвей. Высшая из них – это произнесение слов “нет божества, кроме Аллаха”, а низшая – устранение препятствия с дороги. Стыдливость – это тоже веточка веры”.
(Этот хадис передал Муслим.)

13. Салим ибн ‘Абдуллах рассказывал, что его отец поведал ему о том, что однажды Посланник Аллаха проходил мимо человека, который упрекал своего брата за его стыдливость, говоря ему: “Твоя стыдливость только вредит тебе”. Посланник Аллаха же сказал ему: “Оставь его, ибо стыдливость – от веры”. (Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим.)

14. Анас рассказывал, что Посланник Аллаха сказал: “Стыдливость является украшением любой вещи, а непристойность – пороком”. (Этот хадис передали ат-Тирмизи и другие, а Шу‘ейб аль-Арнаут назвал его иснад достоверным в комментариях к книге “Шарх ас-Сунна”.)

Имам Ибн Хиббан: Стыдливость и застенчивость(скромность), а не бесстыдство и нахальство

Передал имам Ибн Хиббан с иснадом от Ибн Мас’уда, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Из того, что застали люди из наследия ранних пророчеств, слова: если не стесняешься, то делай, что хочешь».
Затем сказал хафиз Ибн Хиббан: «Разумному в обязательном порядке следует держаться застенчивости, поскольку это основа разума и распространения добра, а ее оставление — основа невежества и распространения зла. Застенчивость говорит о разуме так же, как ее отсутствие говорит о невежестве. От кого люди не получили положенной застенчивости, тот не добьется от них справедливости нахальством».

Передал имам Ибн Хиббан с иснадом от ‘Абдуллаха ибн Мас’уда его слова: «Самое болезненное для верующего — это неприличие».

Затем сказал: «Застенчивость, как название, указывает на отстранение от порицаемых качеств. У застенчивости два вида: стеснение раба перед Великим и Высочайшим Аллахом, когда он задумается о совершении чего-либо, что для него запрещено, и стеснение перед творениями, если он может оказаться причастным к тому, что является для них предосудительным из слов и дел.
Оба вида застенчивости похвальны, но один из них обязателен, а второй — похвален. Застенчивость в отстранении от того, что запретил Аллах, обязательна, а застенчивость в том, что осуждают люди, похвальна».

Передал имам Ибн Хиббан с иснадом от аз-Зухри, что однажды во время хутбы Абу Бакр ас-Сыддик сказал: «О люди, постесняйтесь Аллаха. Клянусь Аллахом, с тех пор, как я присягнул посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не выходил я чтобы справить нужду, кроме как укрывая свою голову из стеснения перед Аллахом».

Затем хафиз сказал: «Стыдливость от имана (веры), а верующий — в Раю. Непристойность от черствости, а черствый — в Аду, если только не облагодетельствует его Аллах Своей милостью и не избавит от Огня. Если человек держится стыдливости, то от него исходят причины добра, так же и беззастенчивый человек: если будет держаться непристойности, то не будет от него добра, а зло станет исходить от него по множеству путей. Потому что стыдливость — это преграда между человеком и всем тем, от чего требуется воздержаться. Чем сильнее стыдливость, тем слабее его связь с запретным, и чем слабее стыдливость, тем сильнее его связь с этим».

Передал имам Ибн Хиббан с иснадом до Зейда ибн Сабита, что он сказал: «Кто не стесняется людей, тот не стесняется Аллаха».

Затем написал: «Разумный человек обязан приучать себя быть застенчивым перед людьми, и из важнейших плодов этого — приучивание себя к похвальным качествам и к отстранению от порицаемых недостатков. Так же, как из важнейших плодов застенчивости перед Аллахом — спасение от огня посредством постоянства в стеснении совершать то, что запретил Аллах. Ведь естество сына Адама (т.е. человека) таково, что в нем есть благородство и низость одновременно, будь это в его отношениях с Аллахом или его контактах с творениями. И когда усиливается его застенчивость, увеличивается его благородство, и уменьшается низость, а когда слабеет его застенчивость, то увеличивается его низость и уменьшается благородство».

И написал: «При сильной застенчивости человек оберегает свое достоинство, хоронит свои недостатки и становится известным своими достоинствами. А кто лишается застенчивости, от того уходят его тайны, тот теряет достоинство перед людьми, и будет к нему отвращение, и будут у него неприятности. А кому чинят неприятности, тот печалится, кто печалится, тот теряет рассудок, а кто теряет рассудок, у того большая часть сказанного им будет против него, а не в его пользу.
Нет лекарства для того, кто лишен застенчивости. И нет застенчивости у того, кто лишен верности.
И нет верности у того, кто лишен братского чувства.
И тот, у кого слаба застенчивость, делает что угодно и говорит, что ему захочется».

Имам Абу Хатим Мухаммад ибн Хиббан аль-Бусти аш-Шафии.

Подготовила:Хадиджа Магомедова


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...