Имам аль-Маргинани

Имам аль-Маргинани

Бурхануддин аль-Маргинани(Имам аль-Маргинани) известный исламский учёный, теолог-богослов, мухаддис,судья,исламский законовед-факих, получивший в исламском мире титул Шейх-уль-ислам.

Полное имя:Бурхануддин Абуль-Хасан Али ибн Абу Бакр аль-Маргинани ар-Рошидоний(узб. Бурхониддин аль-Марғилоний;
23 сентября 1123, Риштан — 29 октября 1197, Самарканд).Автор фундаментального труда «Аль-Хидоя фи шарх Бидоя аль-мутадиъ» или сокращенно «Хидоя», буквально значит «Проводник».

Бурхануддин родился в квартале «Гумбаз» древнего города Риштана(Узбекистан), в знатной семье богословов и мусульманских законодателей — фикихов, род которых происходил от первого халифа Абу Бакра.

Полное имя Бурхануддина указано в XIV веке в книге Абдулҳая ибн Абдулфатҳ аль Хусайний «Насабаномаи хожа Убайдуллоҳ Аҳрор», «Родословность „Сохиби Хидоя“ следующее: Бурхануддин Абуль Хасан Али ибн Абдулжамил ибн Халил ибн Абу Бакр ибн Мухаммад инб Абдурахим ибн Умар ибн Омир Абу Бакр ибн Абдуллох ибн Косим ибн Мухаммад ибн Амр ал муъминин Абу Бакр Сиддик (да будет доволен им Аллах) аль-Фергани аль-Маргинани ар-Рошидоний».

Семья Бурхануддина жила рядом с главной соборной мечетью Риштана «Гумбаз», которая после завоевание арабами в конце VIII века считалась одной из первых соборных мечетей в Ферганской долине.

Близкие Бурхануддина, дед Халил ибн Абу Бакр, отец Абу Бакр ибн Абдулжалил, дядя Абу Бакр ибн Хусомиддин, дед по материнской линии Умар ибн-Хабиб Зандарамший были известными и именитыми богословами, знатоками мусульманского права не только в Риштане, но по всей Ферганской долине.

Первые азы образования Бурхануддин получил в родном городе от своих близких, Халила ибн Абу Бакра, Умара ибн-Хабиба, Абу Бакра ибн Абдулжалила, Абу Бакра ибн Хусомиддина, а также у известного богослова-фикиха Ферганской долины Абу Бакра ибн Хотама ар-Рошидоний — ал-Хакима и других богословов улемов и факихов Риштана.

Он был талантливым и способным учеником. Ещё в молодости наизусть знал Коран. Любознательность подтолкнула его к глубокому изучению основных наук того времени и ради продолжения учёбы переехал в Маргилан.

В Маргилане в медресе Пир Сиддик, Абуль-Хасан Али ар-Рошидоний в течение 13 лет обучался у знаменитых исламских учёных законоведов-факихов и богословов Маргилана.



Именно здесь его называли «Бурхануддин вал-милла».

Бурхануддин — арабское имя и состоит из двух корней Бурхан — «доказательство», «дин» — «религия». Слово «милла» означало, что он является знатоком мусульманского права и юридических традиций (обычного права, адата) местных народов. И с того времени во всем мусульманском мире его называли Бурхануддин аль-Маргинани ар-Рошидоний. В последующие годы он продолжил учёбу у знаменитых улемов и факихов Мавераннахра и Хорасана.

После переселения в середине XII в Самарканд, Бурхануддин аль-Маргинани ар-Рошидоний для себя и своих мюридов (مريد|последователей, учеников) риштанцев и маргиланцев выбрал место для постоянного проживания в древнем пригороде Самарканда в районе «Ним-Сугуд», что в переводе с персидского означает «Половина Согдианы» и создал там поселение под названием исторической родины Дахбед.

Основы мусульманского права Бурхануддин аль Маргилани ар Рошидоний изучал у известных богословов и факихов.

Учителя и наставники:

Халил ибн Абу Бакр ибн Мухаммад ар-Рошидоний
Умар ибн-Хабиб Зандарамши аль-Рошидоний
Абдулжамил ибн Халил ибн Абу Бакр ар-Рошидоний
Хусомиддин ибн Халил ибн Абу Бакр ибн ар-Рошидоний
Абу Бакр ибн Ҳотам ал-Ҳаким ар-Рошидоний
Бахауддина-Али ибн-Мухаммад-ибн-Исмаил-аль-Асбижони;
Абдуллазиз Абдураззак ибн-Наср Шасвар-ибн-Сулаймон-Маргинани;
Фахриддин-Абул-Мафохир-Хасан ибн-Мансур-Узганди;
Нажмиддин Абу-Хафс Мухаммад-ибн-Ахмад-ан-Насафи;
Садрул-Шахид-Хисомуддин-Умар ибн-Абдулазиз-ибн-Умар-ибн-Али-аль-Пайканди;
Кавомуддин-Ахмад ибн-Абдурашид Умар-ибн-Мухаммад-ибн-Абдуллох-ибн-Заемуслом Абу-Шужгнон-аль-Байони;
Ахмед ибн-Абдул-Азиз Зейуддин-Мухаммад-ибн-Хусайн-ан-Бандийжани.

Ученики:

Среди самых известных его учеников и тех, кто передает от него “Аль-Хидаю”, — Мухаммад ибн Абдус-Саттар аль-Кардари Хуварзада, которого, как и имама ас-Сарахси, называли «Шамс аль-аимма» (“солнце имамов”).

У него же учились его дети, из которых, как пишет имам аль-Кураши, известными стали его сын Мухаммад и сын Умар.

Представители рода Маргилани внесли значительный вклад не только в развитие науки фикха Мавераннахра, но и всего исламского мира. В родословной Бурхануддина Маргилани было несколько факихов, они в основном занимались судебной практикой и преподаванием и занимали видное положение в обществе, религиозной среде, а также в государственной администрации, поскольку многие вопросы религиозной и общественной жизни разрешались факихами.

Творчество(труды):

Бурхануддин Маргилани является автором более 10 фундаментальных научных трудов по фикху.

К основным произведениям Бурханнуддина Маргилани относятся следующие:

«Нашр аль-мазхаб» («Распространение мазхаба»);
«Китаб аль-маносик аль-хаж» («Книга о правилах совершения хаджа»);
«Китаб уль-фараиз» («Книга о праве наследства»);
«Китаб ат-тажнис вал-мазид» («Книга, боготворящая науку»);
«Мухтарат уль-навазил» («Мажмуъ-уль-навазил» — «Книга о вещах, ниспосланных Аллахом»);
«Китаб уль-Машойих» («Книга о шейхах»);
«Мазид фи-фуру-уль-ханафий» («Дополнения к ханифисткой школе»);
«Шарх аль-Жамий аль-Кабир Мухаммад аш-Шайбани» («Комментарий к книге аш-Шайбани «Аль-Джами-аль-Кабир»);
«Бидоятуль-Мубтадиъ» («Вступление к изучению закона»);
«Кифолтуль-мунтахий» («Заключительное обучение для заканчивающих», восьмитомный комментарий для «Бидоятуль-Мубтадиъ»);
«Хидоя» (четырехтомный комментарий к книге «Кифоятуль-Мунтахий»).

Произведение «Бидоятуль-Мубтадиъ» («Вступление к изучению закона») — это теоретически глубокий, но несколько громоздкий и поэтому неудобоиспользуемый труд. В результате, самому Бурхануддину Маргилани пришлось написать пространный комментарий в восьми томах к «Бидоятуль-Мубтадиъ» под названием «Кифа-ят-уль-мунтахий» («Достаточное, стремящееся к конечной цели»). Этот компендиум и принес известность Бурхануддину Маргинани как теоретику фикха. Впоследствии на основе «Кифаят-уль-Мунтахий» был составлен ещё более известный, знаменитый во всем мире «Китаб аль-Хидоя».

«Хидоя» является монументальным произведением по основам мусульманского права, которая служила настольной книгой законоведов ислама и широко использовалась в судебной практике. Она была известна не только в Мавераннахре, но и на всем мусульманском Востоке.

«Хидоя» был составлен на основе сочинений Мухаммада аш-Шайбани («Малый сборник») и Абу-л Хусайна аль-Кудури «Мухтасар аль-Компендиум Кудури»). В «Хидоя» дан комментарий основных правовых норм, изложенных в «Мухтасар», но, тем не менее, его следует рассматривать как самостоятельный труд, ибо в нем круг рассматриваемых вопросов значительно шире, чем в «Мухтасар» Кудури.

В изданных вариантах «Хидоя» состоит из четырех частей, включающих в себя 57 книг, которые с вою очередь подразделены на главы и разделы. Каждая книга посвящена описанию определенной отрасли исламского права. В качестве аргументов в пользу в той или иной правовой нормы Бурхануддин Маргинани приводит высказывания сподвижников Пророка и других, более поздних авторов муджтахидов, в том числе выходцев их Мавераннахра.

Бурхануддин Абуль-Хасан Али ибн Абу Бакр аль-Маргинани ар-Рошидоний умер в 1197 году в возрасте 74 лет и похоронен на кладбище Чокардиза в Самарканде.

Высказывания:

Имам аз-Захаби сказал о нем:

“Один из ученых Средней Азии. Светоч знаний”.

А Амир аль-Иткани, один из толкователей “Аль-Хидаи”, назвал его шейхом аль-Ислам.

Ибн Абидин сказал о нем:

«Автор книги “Аль-Хидая”, великий имам, величайший ханафитский ученый, способный определять достоверные мнения (тасхих ва тарджих)».

Подготовила:Айнур Бедретдин

Учёные Ислама | Мусульманские ученые



Закладка Постоянная ссылка.
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение закрыто.

  • Это интересно: