Пустословие-пустая,бессодержательная болтовня, бесполезные разговоры.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Поистине, Аллах с порицанием относится к пустословию”. Знай, что каждый взрослый и дееспособный мусульманин, должен воздерживаться от произнесения любых слов, за исключением таких, в полезности которых не возникает никаких сомнений.
«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает уважение своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, хорошо принимает своего гостя».
(Аль-Бухари и Муслим).
«У короткого ума – длинный язык»(Аристофан)
Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, (сас), сказал:
«Не станет прямой вера раба, пока не будет прямоты в его сердце, и не будет прямым его сердце, пока не станет придерживаться прямоты его язык».
*Ахмад)
Кроме того, передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, (сас), сказал:
«Раб не придёт к истинной сути веры, пока не начнёт беречь свой язык»,
(ат-Табарани).
То есть: удерживать его от произнесения таких слов, в которых нет блага.
Прежде чем что-нибудь сказать, мусульманину необходимо подумать. Если ему станет ясно, что то, о чём он хочет сказать, является благом, соответствует истине и заслуживает награды, пусть говорит, если же ему станет ясно, что его слова приведут ко злу или послужат причиной распространения ложного или же дело окажется для него неясным, пусть воздержится от слов, и это будет лучше и безопаснее для него, так как ему придётся дать отчёт за каждое сказанное слово, после чего он будет либо вознаграждён, либо наказан, ведь Аллах Всевышний сказал:
«Что бы ни сказал (человек), непременно (записывает это приставленный) к нему недремлющий страж.» «Каф». 18
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, (сас), сказал:
«Поистине, раб может сказать что-нибудь угодное Аллаху, чему сам он и не придаст значения, но за что Аллах возвысит его на (много) ступеней. И, поистине, раб может сказать что-нибудь такое, что вызовет ярость Аллаха, чему сам он и не придаст значения, но из-за чего будет ввергнут в ад».
(аль-Бухари).
И мы напомним о том, что в хадисе Му’аза сообщается, что пророк, (сас), сказал:
«.. .а разве будут люди ввергаться лицами в ад за что-либо ещё, кроме клеветнических речей?!»
( Ахмад, ат-Тирмизи, ан-Насаи).
Как же следует говорить?
Говоря о чём-либо, мусульманин должен соблюдать многие правила, в том числе:
1).Мусульманин должен стремиться говорить только о том, что приносит пользу, и при любых обстоятельствах воздерживаться от произнесения запретных слов.
Характеризуя верующих, Аллах Всевышний сказал:»…и которые отстраняются от пустословия…» «Верующие». 3
Под «пустословием» имеются в виду лживые слова наподобие злословия, сплетен, того, что оскорбляет честь других людей, и тому подобные слова.
2).Немногословие даже в дозволенном, поскольку многословие в дозволенном приводит к запретному или отвергаемому.
Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, (сас), сказал:
«Не произноси много слов, если не считать (слов) поминания Аллаха, ибо, поистине, многословие без поминания Аллаха(является признаком) жестокосердия, а самым далёким из людей от Аллаха является жестокосердный».
(ат-Тирмизи).
Умар, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Тот, кто говорит много, произносит много бранных слов, произносящий много бранных слов совершает много грехов, а наиболее подходящим местом для многогрешного является огонь «.
3).Обязательность произнесения слов в случае необходимости, особенно тогда, когда дело касается разъяснения истины, побуждения к одобряемому и удержания от порицаемого. Подобное считается одним из достойнейших качеств, тогда как неисполнение этой обязанности является ослушанием и грехом, поскольку умалчивающий о том, что имеет отношение к истине, является немым шайтаном.
«Самое важное, что вам поможет это избегание пустых собраний и излишних разговоров, отстранение от ленивых и бездельников и общение с теми кто старается, умными и образованными и ценящими время и с теми кто увлечен чтением для увеличения знания.
Мудрый человек этот тот, кто способен с пользой использовать время, совершая благие и благородные дела; так образом он будет улучшаться и расти в статусе. Он постоянно ищет знаний или записывает уроки или изучает что-либо, или навещает родственников или больных людей, или дает наставление для сбившихся, или зарабатывает деньги для того, что тратить на своих родственников и уберечь от того, чтобы они просили других людей.
Умар ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Мне ненавистно видеть как любой из вас бездельничает и не делает ничего для того чтобы помочь себе в этом мире или в следующем».
Имам аль-Газали, да будет доволен им Аллах, сказал: «Человек сможет оставить бесполезную речь, если будет знать и всегда помнить, что смерть стоит перед ним, и что он будет отвечать за каждое сказанное слово, что его вздохи — это основа его имущества, что его язык — это как сеть, посредством которого он может охотиться на райских гурий. А нарушая это, не придая этому значение, несомненно, понесет ясный убыток».
Имам аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, сказал: «Три вещи увеличат разум: пребывания с алимами, пребывание с праведными, и оставление бесполезной речи». Также он сказал: «Кто желает, чтобы Аллах его сердце осветил божественным светом, то пусть оставит бесполезную речь».