Двадцать седьмой хадис: «Аль-Азль».
عن عمر بن الخطاب قال : نهى رسول الله — صىل الله عليه وسلم — أن يعزل عن
الحرة إال بإذنها . رواه ابن ماجه
От Умара ибн аль-Хаттаба : «Посланник Аллаха ﷺ запретил [завершение полового акта] семяизвержением вне полового органа свободной женщины, кроме как по ее согласию».
(Ибн Маджа).
Мулла Али аль-Кари говорит:
لتعلق حقها إما بلذة الجامع وإما بحصول الولد واالستمتاع :
«Потому что это связано с ее правом получения удовольствия от половой близости, получения детей и наслаждения».
Большинство факихов говорят, что «аль-азль» (прерванный половой акт) – это макрух, то есть нежелательное действие, без согласия жены или наличия какой-то объективной причины для этого.
Ибн Куддама говорит в «Аль-Мугни»:
فصل : والعزل مكروه ، ومعناه أن ينزع إذا قرب اإلنزال ، فينزل خارجا من الفرج ،
رويت كراهته عن عمر ، وعيل ، وابن عمر ، وابن مسعود . وروي ذلك عن أيب بكر
الصديق أيضا ; ألن فيه تقليل النسل ، وقطع اللذة عن املوطوءة ، وقد حث النبي
صىل الله عليه وسلم عىل تعاطي أسباب الولد ، فقال : } تناكحوا ، تناسلوا ، تكرثوا
««Аль-азль» – это макрух, и его смысл – «вынимать», когда приближается момент семяизвержения, и оно происходит вне полового органа женщины. О нежелательности этого передается от Умара, Али, Ибн Умара, Ибн Мас’уда.
Также это передается от Абу Бакра ас-Сиддыка, потому что это приводит к уменьшению потомства и уменьшает удовольствие женщины.
Вдобавок Посланник Аллаха ﷺ призывал совершать то, что приводит к увеличению потомства: «Женитесь, размножайтесь и увеличивайте свое количество»».
Это основа, известная издревле, и поэтому дети в основе – право жены, которое мужу следует соблюдать, совершая то, что при водит к появлению ребенка.
Имам ан-Навави говорит, поясняя мнения шафиитских ученых в этом вопросе:
قلت ولكنه وقع يف كتب أكرث أصحابنا أنه ال يجوز العزل عن الحرة إال بإذنها،
ويدل عىل اعتبار االذن والرىض من الحرة حديث عمر ريض الله عنه قال )نهى
رسول الله صىل الله عليه وسلم إن يعزل عن الحرة اال بإذنها( رواه أحمد وابن
ماجه، وقال الغزايل يجوز العزل، وهو املصحح عند املتأخرين
«В книгах большинства наших ученых [шафиитского мазхаба] говорят о нежелательности «аль-азль» в отношении свободной женщины, кроме если имеется ее согласие.
И на то, что согласие свободной женщины имеет значение, указывает хадис от Умара:
«Запретил Посланник Аллаха ﷺ аль-азль, кроме как в отношении свободной женщины, кроме ее согласия».
Хадис привел Ахмад и ибн Маджа.
Имам аль-Газали сказал, что аль-азль дозволен в любом случае, и это мнение посчитали достоверным некоторые поздние ученые».
В некоторых других шафиитских книгах сказано, что «аль-азль» является макрухом в любом случаи, есть согласие жены или нет, если причина того действие нежелание иметь детей.
(см. «Асна аль-Маталиб» 3\186)
Но более поздние ханафитские факихи указывают на то, что в некоторых ситуациях муж имеет право на «аль-азль» и без согласия жены.
Автор «Ад-Дурр аль-Мухтар» говорит:
ويعزل عن الحرة ( وكذا املكاتبة نهر بحثا ) بإذنها ( لكن يف الخانية أنه يباح يف
زماننا لفساده ] ص: 176 [ قال الكامل : فليعترب عذرا مسقطا إلذنها
««Азль» разрешается со свободной женщиной по ее согласию. Также в «Аль-Хания» сказано:
«Разрешается в наше время из-за его испорченности». Аль-Камаль сказал: «Это считается причиной, устраняющей необходимость ее согласия»».
Ибн Абидин, да помилует его Аллах, разъясняет эти слова:
ويف الفتاوى إن خاف من الولد السوء يف الحرة يسعه العزل بغري رضاها لفساد : (
الزمان ، فليعترب مثله من األعذار مسقطا إلذنها . ا هـ . فقد علم مام يف الخانية
أن منقول املذهب عدم اإلباحة وأن هذا تقييد من مشايخ املذهب لتغري بعض
األحكام بتغري الزمان ، وأقره يف الفتح وبه جزم القهستاين أيضا حيث قال : وهذا
إذا مل يخف عىل الولد السوء لفساد الزمان وإال فيجوز بال إذنها . ا هـ . لكن
قول الفتح فليعترب مثله إلخ يحتمل أن يريد باملثل ذلك العذر ، كقولهم : مثلك
ال يبخل . ويحتمل أنه أراد إلحاق مثل هذا العذر به كأن يكون يف سفر بعيد ،
أو يف دار الحرب فخاف عىل الولد ، أو كانت الزوجة سيئة الخلق ويريد فراقها
فخاف أن تحبل
«[Слова аль-Камаля полностью В «Аль-Фатава»: «Если он боится вреда свободной женщины, то «аль-азль» разрешается и без ее согласия из-за испорченности времени. И это считается одной причин, устраняющих необходимость ее согласия».
Отсюда становится известным, что из мазхаба передается отсутствие разрешения на это, а шейхи мазхаба ограничили это (то есть сказали, что в нынешнее испорченное время мужу не требуется на это разрешения жены) из-за изменения некоторых шариатских решений, так как настало другое время.
И это подтверждено в «Аль-Фатх», и аль-Кахастани считает так же:«Это если он не боится вреда для ребенка из-за испорченности времени. В противном случае ему дозволено это без ее разрешения».
А что касается слов из «Аль-Фатх» «следует брать в расчет подобное», то имеются в виду подобные причины, например, когда они в дальнем путешествии или в «дар аль-харб» и боятся за ребенка либо у женщины дурной нрав и муж хочет с ней развестись и боится, что она забеременеет».
Согласно этим словам Ибн Абидина, как мы видим, если муж боится какого-то вреда для ребенка в будущем из-за дурного окружения и подобных вещей, то согласие жены в этом вопросе не считается условием.
Конечно, такие вопросы не должны решаться единолично.
Мужчина может использовать это просто как предлог, чтобы отказывать жене в совершении одной из причин рождения детей, но ему следует знать, что это будет создавать напряжение в семье и может плохо сказаться на их взаимоотношениях.
А в наше время люди часто женятся на вторых женах с намерением потом развестись, и один из признаков такого намерения – это нежелание иметь детей.
И поэтому, если девушка собирается выходить замуж второй женой, ей следует заранее обсудить этот вопрос, чтобы не ждать сюрпризов.
Абу Али аль-Ашари
Подготовила:Джаннат Джаватханова
Двадцать восьмой хадис: «Временный брак».