Истихара в свете Сунны

Истихара в свете Сунны

Истихара намаз-намаз для принятия решения.

Истихара-это добровольная молитва(намаз), состоящая из двух ракаатов, после которого молящийся мусульманин просит Аллаха помочь ему принять правильное решение по тому или иному вопросу.

В последнее время увеличилось количество вопросов, связанных с такой сунной, как намаз истихара. Кто-то из нас не практикует это сунну; кто-то практикует, но недопонимает, как она работает и чего ожидать в итоге; кто-то связывает истихару исключительно со особыми снами.

Поэтому мы начали перевод небольшой, но очень полезной работы под названием «Истихара в свете Сунны».
ИншаАллах, в ней будут разъяснены основы этой важной исламской практики.

Во Имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том

Смятение и озадаченность.

В своей повседневной жизни человек нередко испытывает смятение и озадаченность. Практически каждый день мы вынуждены принимать решения, выбирать из двух, а то и больше, альтернатив. Обычно это касается непринципиальных вопросов, но время от времени человек сталкивается с необходимостью сделать важный выбор.

Однако Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) научил нас, что делать и в таких ситуациях, и ясно указал на решение. Это решение называется истихара.

Важность истихары.

Всевышний Аллах сказал в Коране:

Перевод смысла: «И, возможно, вам не нравится что-то, и это хорошо для вас; и, [точно так же] возможно, вы любите что-то, и это плохо для вас»
(сура «Аль-Бакара», аят 16).

Из этого аята мы понимаем, что знание человека ограничено, а его разум не совершенен. Иногда он может желать чего-то, что губительно для него, а иногда ему может быть противно то, что несет ему пользу. Единственный Обладатель совершенного Знания и единственный, Кто знает тайное, – это Аллах, Творец человека, Управляющий всей вселенной. Поэтому, если человек ищет благо, он может получить его только у Аллаха.

В одном из хадисов говорится:

«К благополучию человека [относится то,] что совершает истихару (ищет блага) у Аллаха, и к его неблагополучию [относится то,] что он перестает делать истихару».

Алляма ʼАйни пишет: «Человеку не следует пренебрегать никаким делом из-за его незначительности и отказываться от истихары. Сколько дел были сочтены незначительными, и по их поводу не делали истихару, что привело к огромному ущербу, когда эти дела совершались или не совершались. Именно поэтому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:

«Каждый из вас должен просить о своей нужде у своего Господа до такой степени, что нужно просить о соли и новом шнурке, если старый порвался»».

Алляма Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) написал:

«Тот, кто совершает истихару у своего Создателя и спрашивает совета (мушавара) у создания, никогда не сожалеет, ведь Аллах сказал (Своему Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует)) (перевод смысла): «Советуйся с ними в делах. Затем, когда ты принял решение, полагайся на Аллаха»».

Шейх Тахир ибн Хусайн ибн Абдуллах ибн Тахир пишет в письме своему сыну, после того как тот стал амиром:
«Когда ты сталкиваешься с важным делом, проси о помощи, делая истихару у Аллаха и проявляя богобоязненность».

Также он советовал ему «непрестанно делать истихару во всех делах».

Великая польза от истихары.

Шах Валиуллах (да помилует его Аллах) пишет: «К полезным следствиям истихары [относится то,] что человек отстраняется от своих земных желаний, ангельские черты в нем превосходят черты животных и он вверяет себя Всевышнему Аллаху.
Поступив так, он достигает уровня ангелов, которые ждут повелений Аллаха.

Когда повеление Аллаха получено, они исполняют его из божественного вдохновения, а не ради мирских целей. Я полагаю, что частое совершение истихары – это путь к приобретению качеств ангелов».

Заблуждение.

Но, к сожалению, в наше время исполнить истихару стало так же трудно, как принять решение. Люди настолько сильно сомневаются, стоит ли им совершить этот великий акт поклонения, что, когда у них нет другого выбора, они склоняются к какому-нибудь новшеству, у которого нет основы в Сунне:
например, они открывают Коран наугад и считают строки и буквы.
Если же они вспоминают об истихаре, то скорее попросят кого-нибудь другого сделать ее за них, чем исполнят ее сами.

Шейх Нуруддин Итр пишет:

«Нынче люди считают, что истихара совершена верно, только если ее исполнил особый человек и только если он увидел некий сон. Это крайность и проявление скептицизма, и ни Аллах, ни Его Посланник (да благословит его Аллах и да приветствует) не велели так поступать.

Такой подход – следствие ограниченности современных мусульман, что не достойно их.
В итоге они перестали совершать великую Сунну Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) и тем самым лишили себя ее достоинств и благословений, испортив истинную сущность истихары».

Мавляна Шах Хаким Мухаммад Ахтар (даммат баракатух) пишет в книге «Сунны» на странице 49, что «необходимость просить другого человека сделать за тебя истихару не вытекает ни из одного хадиса (хотя это и дозволено); советоваться же с другими (машвара) – это Сунна».

И, на деле, в наши дни истихара служит причиной еще большего замешательства. Человек, после истихары не увидевший сна и не почувствовавший никакой особой склонности к тому или иному решению, чувствует себя еще больше сбитым с толку. Дело в том, что существует распространенное мнение, что в результате истихары ты либо увидишь сон, либо обнаружишь некоторую склонность к тому или иному решению в своем сердце. А кто увидел сон, тому приходится искать человека, который растолковал бы его. Если же сон кристально ясен или его толкование однозначно приводит к некому решению, однако человек не может добиться своей цели из-за различных препятствий на своем пути, он испытывает настоящее недоумение. Все вышесказанное – следствие неправильного понимания истихары.

Правильное понимание истихары.

Мавляна Бадр-е-ʼалям Миртхи (да помилует его Аллах), прежний шейх аль-хадис обновленного дар аль-улюм в Дабхеле (Индия) пишет о правильном понимании истихары в примечаниях к известному комментарию к «Сахиху» Бухари «Файд аль-Бари», который написал алляма Анвар Шах Кашмири (да помилует его Аллах):

«…иными словами, люди часто неправильно понимают слова ученых, решая, что в хадисах об истихаре содержится обещание, что сердце человека, совершившего истихару, склонится к тому или иному решению, в то время как человек, исполнивший истихару, часто не находит в сердце ничего подобного. В таком случае что же означают хадисы? Это было непонятно, и я не мог найти подходящего объяснения…»



Мавляна продолжает:

«… до тех пор пока не оказался в обществе великого муфассира и мухаддиса – алляма Шаббира Ахмеда Усмани. И я видел, как он передавал океаны знания ученым, собиравшимся вокруг него. Так происходило каждую пятницу после пятничного намаза. Однажды он разбирал эту тему и осветил ее в подробностях.

И тогда я утолил свою жажду и нашел лекарство от своей болезни и мое сердце исцелилось. Он разъяснил, что хадис об истихаре не содержит ничего касательно склонности в сердце или сердечного удовлетворения.

Если бы речь шла об этом, то Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) научил бы нас просить Всевышнего Аллаха в дуа направить наше сердце к наиболее подходящему решению.

Но в хадисе нет ничего об этом. В хадисе упоминается только просьба о том, чтобы Аллах защитил человека от вреда и предопределил для него благо, каким бы оно ни было.

Слова (дуа) «и отврати меня от этого» относятся к ситуации, когда сердце человека жаждет этого (имеется в виду, что, когда человек жаждет исполнить дело, относительно которого совершается истихара, пусть Аллах отвратит его сердце от этого и устранить это желание и эту склонность из сердца).

А слова «и отврати это от меня» относятся к ситуации, когда в сердце нет такой жажды (и тогда пусть Аллах не даст ей появиться).

Таким образом, и «защита», и «предопределение» осуществляются Всемогущим Аллахом, ведь Он Один делает, как пожелает. Что же касается раба Аллаха, то ему нужно просто прочитать дуа, а затем сделать свой выбор, который и будет для него наилучшим.

Это означает, что ему будет дарован тауфик лишь на лучшее решение и лишь лучшее решение будет для него легким.

Таким образом, истихара – это дело (ʼамаль), которое помогает определить лучшее для человека.

Говоря по существу, как только мустахир (человек, который совершает истихару) вверяет себя Всевышнему Аллаху, передает Ему свое дело, просит Его о помощи, доволен Его выбором, просит Его защитить от зла и ущерба и одарить благом, Всевышний Аллах принимает это, предопределяет для него благо, защищает его от вреда и заботится о нем.

После этого, какой бы выбор человек ни сделал, он будет во благо, даже если сердце этого человека не склоняется к нему».

Алляма Мурада Забиди (да помилует его Аллах) пишет в комментарии к «Ихья улюм ад-дин»: «Аш-шейх аль-акбар (куддиса сирруху) (то есть алляма Ибн аль-Араби) сказал: «И он должен прочитать переданное дуа после саляма. Так следует поступать перед каждым важным делом.

Далее нужно приступить к этому делу. Если в нем есть благо для человека, Аллах облегчит его исполнение, и дело будет завершено, и результат будет стоить усилий.

Если же у человека не получится исполнить задуманное и он не добьется своей цели, ему следует понять, что Аллах выбрал это для него, и не нужно жаловаться, поскольку в итоге, вне зависимости от того, получилось исполнить задуманное или нет, результат будет хорошим»».

Мухаддис Фадлюллах Хайдрабади (да помилует его Аллах) пишет в комментарии к «Аль-Адаб аль-Муфрад» имама Бухари (да помилует его Аллах): «Шейх Замлякани (да помилует его Аллах) сказал: «Когда человек совершает два ракаата истихары, далее он должен исполнить, что придет ему на ум, вне зависимости от того, довольно его сердце этим или нет».

Также он сказал: «В хадисе ничего не говорится о том, чтобы сердце было удовлетворено решением»».

Шейх Хайдрабади также говорит с связи с удовлетворенностью сердца: «Это случается по Милости Аллаха, это не считается необходимым и случается далеко не всегда. Аналогичным образом, намаз истихара желателен (мустахабб), даже если человек уже принял решение, поскольку, как уже было сказано, намаз истихара – это не средство узнать тайное (гайб), а лишь смиренная просьба даровать лучшее, обращенная к Тому, Кто знает тайное и Кому принадлежит вся власть».

Джабир передает: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) научил нас совершать истихару касательно всех дел так же, как учил нас суре Корана. Он говорил: «Когда кто-либо из вас хочет совершить некое дело, ему следует совершить два ракаата намаза, не обязательных (то есть два желательных (нафль) ракаата с намерением на истихару). И затем он должен сказать (в дуа):

اللهم إني أستخيرك بعلمك وأستقدرك بقدرتك وأسألك من فضلك العظيم فإنك تقدر ولا أقدر وتعلم ولا أعلم وأنت علام الغيوب
اللهم إن كنت تعلم أن هذا الأمر خير لي في ديني ومعاشي وعاقبة أمري
فاقدره لي ويسره لي ثم بارك لي فيه(أو عاجل أمري و اجله )
وإن كنت تعلم أن هذا الأمر شر لي في ديني ومعاشي وعاقبة أمري
(أو في عاجل أمري و اجله)
فاصرفه عني واصرفني عنه واقدر لي الخير حيث كان ثم ارضني به

«О Аллах, я ищу благого/лучшего от Тебя через Твое Знание, и я ищу способности у Тебя через Твое Могущество, и я прошу Тебя о Твоей великой Щедрости. Ведь, воистину, у Тебя есть Могущество, а у меня нет; Ты знаешь все, а я не знаю, и Ты знаешь тайное.

О Аллах, если, в Твоем Знании, это дело – благо для меня в моей религии, моей жизни и в итоге моих дел [в ближайшем и далеком будущем], то предназначь его мне, и облегчи его мне, и благослови меня через него.

Но если, в Твоем Знании, это дело дурно для меня в моей религии, моей жизни и в итоге моих дел [в ближайшем и далеком будущем], то отврати его от меня, и отврати меня от него, и предназначь мне благо, где бы ни было, и сделай так, что я был им доволен»».

Примечания:

1. Мулла Али Кари (да помилует его Аллах) отметил, что слова в хадисе «так же, как учил нас суре Корана» указывают на важность этого дуа.

Алляма Ибн Хаджар аль-Аскаляни (да помилует его Аллах) говорит, что смысл этого сравнения (истихары с сурой Корана) заключается в том, что и в суре, и в истихаре человек сильно нуждается. Это означает, что, подобно тому как человеку следует выучить суру для намаза, ему нужно выучить это дуа для всех своих дел.

2. Хафиз Ибн Хаджар написал относительно последних слов в хадисе «و يسمي حاجته» («и он должен обозначить свою нужду»), что явное их значение – в том, что дело должно быть обозначено словесно. В этом случае его следует упомянуть после дуа. Но, пишет он, это может также означать, что человеку следует помнить о своей нужде и думать про нее при чтении дуа. Последнее мнение предпочел Мулла Али Кари. Алляма Бадруддин ʼАйни (да помилует его Аллах), наоборот, склонился к первому мнению, добавив, что нужда должна быть обозначена во время чтения слов «أن هذا الأمر».

3. В некоторых риваятах вместо слов «و أرضني به» стоят слова «و رضني به». Обе формы правильны и имеют одно значение.

Истихара перед никахом.

Абу Айюб Ансари передал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал:

«Скрой предложение, затем правильным образом соверши малое омовение, потом исполни столько ракаатов, сколько Всевышний Аллах предписал вам. Завершив ракааты, восхваляй и славь своего Господа, потом скажи:

اللهم إنك تقدر ولا أقدر وتعلم ولا أعلم وأنت علام الغيوب
فإن رأيت أن في (فلانة) خير لي في ديني و دنياي و آخرتي فاقدرها لي. و إن كان غيرها خيرا لي منها في ديني و دنياي و آخرتي فاقدرها لي.

«О Аллах, воистину, у Тебя есть Могущество, а у меня нет; Ты знаешь все, а я не знаю, и Ты знаешь тайное. Если в Твоем Знании (такая-то) будет хороша для меня в плане моей религии, моих мирских дел и дел моей вечной жизни, то предопредели ее для меня. А если другая хороша для меня в плане моей религии, моих мирских дел и дел моей вечной жизни, то предопредели ее для меня»».

Примечания:

1. В вышеприведенном хадисе слова «скрой предложение» могут означать, либо что истихару нужно совершать перед предложением жениться(никах-мусульманкая свадьба), либо что не следует рассказывать другим о своем предложении, пока оно не принято. Это оберегает честь девушки, а также защищает от ревности и т. д.

Мужчинам лучше совершать истихару, прежде чем делать предложение женщине. Женщинам также нужно совершать истихару, прежде чем принимать у себя предполагаемого жениха.

Давно подтверждено практикой, что, если истихара совершена до встречи, человек обретает наставление с самого начала.

Обычай, принятый у мужчин, делать истихару после предложения о свадьбе неправилен. В итоге мужчины рассматривают множество невест без необходимости.

Это доставляет женщинам хлопоты, и они открывают лицо (речь идет о женщинах, носящих никаб, – прим. пер.) многим женихам, которые потом отказываются на них жениться, оправдывая себя тем, что истихара не вышла.

2. Слово (فلانة) в скобках нужно заменить на имя предполагаемой невесты.

3. Если истихару совершает женщина, дуа звучит следующим образом:

اللهم إنك تقدر و لا أقدر و تعلم و لا أعلم و أنت علام الغيوب. فإن رأيت أن في (فلان) خيرا لي في ديني و دنياي و آخرتي فاقدره لي. و إن كان غيره خيرا لي منه في ديني و دنياي و آخرتي فاقدره لي

Тайны и важность истихары.

Объяснив цель истихары и пользу, которую она приносит, (см. раздел «Правильное понимание истихары») мавляна Шаббир Ахмад Усмани (да помилует его Аллах) рассказал о тайнах, скрытых в словах этого короткого дуа. Он приводит слова Хафиза Ибн Таймиййи (да помилует его Аллах), процитированные его учеником Ибн аль-Каййимом (да помилует его Аллах) в книге «Мадаридж ас-салихин».

Ибн аль-Каййим (да помилует его Аллах) пишет:

«Наш шейх говорил: «Что касается такдира (предопределения), то его нужно принимать с таваккулем, пока событие не произошло, и рада, после того как оно случилось («таваккуль» означает полностью полагаться на Аллаха, а «рада» – быть довольным решением Аллаха).

Таким образом, кто полностью положился на Аллаха, прежде чем событие произошло, и доволен (любым решением Аллаха), тот выполнил требования «ʼубудийя», то есть рабского служения Всевышнему Аллаху».

Далее Ибн аль-Каййим разъясняет:

«Итак, значение дуа истихары таково:

«О Аллах, я ищу благого/лучшего от Тебя через Твое Знание, и я ищу способности у Тебя через Твое Могущество, и я прошу Тебя о Твоей великой Щедрости».

Эта часть дуа имеет отношение к таваккулю (полаганию на Аллаха) и тафвиду (передаче всех своих дел Ему).

Дуа продолжается:

«Ведь, воистину, у Тебя есть Могущество, а у меня нет; Ты знаешь все, а я не знаю, и Ты знаешь тайное».

Это признание перед Всевышним Аллахом недостатка знания, силы и могущества у просящего и обращение к Аллаху по одному из Его имен. Аллах любит такого рода дуа более других.

Затем человек просит своего Господа исполнить его просьбу, если результат будет ему во благо в ближайшем или далеком будущем, и просит защитить его от этого, если исполнение просьбы может навредить ему в ближайшем или далеком будущем.

Это то, чего он просит у Аллаха, и, соответственно, он доволен любым решением Аллаха. Поэтому он говорит в дуа:

«…и предназначь мне благо, где бы ни было, и сделай так, что я был им доволен».

Таким образом, это дуа исполнено сокровищ и истинным пониманием веры, что включает в себя таваккуль и тафвид, до того как предопределенное произойдет, и рада после этого, что само по себе есть результат таваккуля».

Мавляна Шаббир Ахмад Усмани (да помилует его Аллах) комментирует вышеприведенную цитату:

«Как вы понимаете из слов Хафиза Ибн Каййима (да помилует его Аллах), дуа истихары – это урок искреннего таваккуля и побуждение занять наиболее высокую степень, и вы также узнали, что каждый, кто читает это дуа, практикует таваккуль, то есть полагается на Аллаха, а «тому, кто полагается на Аллаха, достаточно Его»
(сура «Ат-Толяк», смысл)».

Истихара и сновидения.

Важно усвоить, что ни в одном из хадисов про истихару ничего не говорится о снах; нет даже совета совершать истихару, перед тем как ложиться спать.

Самое большее, что можно сказать, – что некоторые великие праведники предпочитали совершать истихару перед сном.

Поэтому сон, увиденный человеком, совершившим истихару, будет рассматриваться как любой другой сон. Как все сны принадлежат к одной из трех категорий (которые мы вкратце опишем ниже), так и этот сон будет причислен к одной из них. Об этих трех видах снов рассказано в следующем хадисе.

Имам Бухари, Муслим и другие передают от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) хадис, в котором Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) говорит, что есть три вида снов:

1. «Бушра мин Аллах» – благая весть от Аллаха, то есть вещий (правдивый) сон. Их также называют «мубашшират».

2. «Тахвиф аш-шайтан» – ужасы шайтана, то есть кошмары. Также их называют «васавису-ш-шайтан» (нашептывания шайтана) и «тахзину-ш-шайтан» (страстное желание, внушенное шайтаном).

3. «Хадису-н-нафс» – выдумки, мысли.

В хадисе говорится, что сны праведного мусульманина – обычно вещие. В другом хадисе говорится: «Самые правдивые сны – те, которые видишь во время сахар (рано на заре)».

Обязательно ли совершать намаз?

Некоторые хадисы упоминают совершение двухракаатного намаза, в то время как другие не содержат никакого упоминания о намазе перед истихарой.

На основе хадиса, переданного от Джабира (да будет доволен им Аллах), где говорится о двух ракаатах перед истихарой, алляма ʼАйни заключает, что два ракаата перед истихарой – это Сунна.

Примечание:

Истихара сама по себе – мустахабб, а совершение двух ракаатов – это Сунна истихары.

На самом деле, в хадисе, переданном Абу Айюбом аль-Ансари (да будет доволен им Аллах), говорится:

ثم صل ما كتب الله لك

«Затем исполни столько ракаатов, сколько предписал тебе Аллах», –что указывает на то, что даже лучше, если будет исполнено не два ракаата, а четыре, шесть и так далее.

В хадисе от Абу Айюба аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) также говорится о совершении малого омовения должным образом и восхвалении Всевышнего Аллаха перед дуа.

Однако, поскольку в большинстве хадисов намаз не упоминается, истихара будет действительна, если человек просто прочитает дуа, особенно когда обстоятельства не позволяют прочитать намаз.

Также дозволено прочитать дуа истихары после любого обязательного (фард) намаза.

Сколько раз?

Что касается совершения истихары более одного раза, ученые сочли мустахаббом (предпочитаемым) исполнять ее три раза.

Это основано на хадисе, переданном Абдуллахом ибн Масʼудом (да будет доволен им Аллах), в котором говорится, что, когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) читал дуа, он повторял его три раза.

Однако это не следует считать сунной истихары, так как в хадисах про истихару об этом не говорится.

Что же касается хадиса о том, что надо совершать истихару семь раз, то, поскольку в нем есть «серьезная слабость» в плане достоверности, его нельзя использовать в качестве основы для установления того или иного дела в религии.

Тем не менее, нет никакой проблемы в том, чтобы совершать истихару сколько угодно раз, подобно тому как одно и то же дуа можно читать любое количество раз.

Самая короткая форма истихары.

В слабом хадисе передается, что Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал, что, когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) намеревался что-то сделать, он говорил:

اللهم خر لي واختر لي

«О Аллах, предопредели мне благо и выбери для меня»

Хотя этот хадис считается слабым, этому есть подтверждение в практике сподвижников (да будет доволен Аллах ими всеми). Поэтому сама практика достоверна.

Заключение.

Итак, одно из наибольших полезных следствий истихары заключается в том, что она укрепляет связь человека с Аллахом. Постоянно совершая истихару, человек учится ожидать блага от нашего Создателя – от Того, в Чьей власти все хорошее и плохое, польза и урон.

Пусть Аллах даст автору, читателям и всей нашей умме понимание этой великой и благородной Сунны.

Из вышеописанного становится ясно, какой легкой сделал для нас Аллах религию и как мы сами усложняем ее. Образ жизни, который мы ведем, заставляет нас (и окружающих) думать, что Ислам труден на практике.

Но дело в том, что Аллах дарит благополучие, удовлетворенность, спокойствие и легкость только через исполнение Его повелений и следование Сунне.

Узнав об этой великой Сунне, теперь мы должны узнавать и другие Сунны, исполнять их и обучать им других людей.

Именно так поступали сподвижники нашего Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует) и праведные предшественники.
Пусть Аллах даст нам тауфик следовать за ними. Амин.

Абу Усама Айюб ибн Мавляна Мухаммад

Подготовила:Джаннат Джаватханова




Закладка Постоянная ссылка.
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (7 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение закрыто.