Шейх Ахмад Шакир

Шейх Ахмад Шакир

Шейх Ахмад Шакир | Ахмад Мухаммад Шакир(Ahmad Muhammad Shakir)(1309-1377 х.)-известный мусульманский ученый,шейх ученых Александрии,хадисовед,правовед,кади.
Научное наследие великого ученого это более 34 трудов охватывающие различные отрасли исламского знания: сунну, фикх, тафсир, таухид, арабский язык.

Его полное имя:Ахмад ибн Мухаммад Шакир бин Ахмад бин Абд аль-Кадыр родился 29 числа месяца джумада аль-ахира 1309 года хиджры (29 января 1892 года) в Каире,Египет.

Его родословная восходит к аль-Хусейну бин Али бин Абу Талибу, внуку Пророка Мухаммада,
да пребудет над ним мир и благословение Аллаха.

Его отец, Мухаммад Шакир, являвшийся одним из крупнейших ученых аль-Азхара, лично обучал своего сына чтению и письму и способствовал тому, чтобы мальчик с раннего детства приступил к изучению Священного Корана.

В 1317 году хиджры (в 1900 году ), когда Ахмаду Шакиру шел восьмой год, его отец был избран на должность верховного судьи Судана.

Он считается первым человеком, кто занял этот пост в Судане, установив принципы шариатской судебной системы.

Находясь в этой стране, Мухаммад Шакир определил своего сына в Гордонский колледж Хартума.

В 1321 году хиджры Ахмад Шакир поступил в Религиозный Институт г. Александрии (Египет),

а год спустя его отец возглавил это учебное заведение, получив титул «шейха ученых Александрии».

Обучаясь в этом институте, где применялась образовательная программа Университета аль-Азхар,
Ахмад Шакир изучал знания по исламским наукам.

Стремление юноши к глубокому изучению Шариата привело к тому, что он познакомился с крупнейшим ученым аль-Азхара, шейхом Махмудом Абу Дакыком, который преподавал в институте.

Ахмад Шакир посещал уроки своего отца по толкованию Корана (тафсир), на которых разбирались «Тафсир ан-Насафи» и «Тафсир аль-Багави».
Также его отец читал студентам «ас-Сахих» Муслима, «ас-Сунан» ат-Тирмизи, часть «ас-Сахиха» аль-Бухари.



Кроме того, он преподавал «Джам‘ аль-Джавами‘» и «Шарх аль-Иснави» по основам фикха, а также книгу «аль-Хидайа», посвященную праву ханафитского мазхаба.

После того, как отец был избран на должность секретаря шейхов аль-Азхара в 1327 году хиджры (в 1909 году ) Ахмад Шакир переехал вместе с ним в Каир.

Поступив в Университет аль-Азхар, перед ним открылись новые горизонты знания. Это касалось как обучения, так и встреч со знаменитыми учеными, которые проживали в столице Египта либо прибывали в город со всех уголков исламского мира. Едва заслышав о каком-либо ученом, который остановился в Каире, Ахмад Шакир немедленно связывался с ним.

Именно здесь он вплотную приступил к изучению хадисов. Сначала это происходило под руководством отца, а затем он стал посещать уроки выдающегося ученого Абдуллаха бин Идриса ас-Сануси, хадисоведа из Марокко, и читать ему хадисы.

Спустя годы шейх Абдуллах ас-Сануси дал Ахмаду Шакиру разрешение (иджаза) передавать хадисы, содержащиеся в шести сборниках Сунны2.
Ахмад Шакир также поддерживал тесные контакты с такими учеными, как Мухаммад аль-Амин аш-Шанкити, Ахмад аш-Шанкити, Шакир аль-‘Ираки, Тахир аль-Джаза’ири, Мухаммад Рашид Рида, Салим аль-Бишри.

Все они разрешили ему передавать от себя Сунну Пророка, да пребудет над ним мир и благословение Аллаха.

Необходимо отметить, что многочисленные встречи Ахмада Шакира со знатоками хадисов и обучение у них позволило ему добиться больших достижений в хадисоведении и впоследствии стать ведущим мухаддисом Египта.

Закончив в 1336 году хиджры (в 1917 году ) Университет аль-Азхар, Ахмад Шакир некоторое время преподает, после чего переходит на работу в шариатскую судебную систему, где на протяжении долгих лет он занимает различные посты.

На этом поприще он также добился значительных успехов, уйдя на пенсию в должности заместителя главы Верховного Шариатского Суда в 1371 году хиджры (в 1951 году ).

Первый научный труд Ахмада Шакира был посвящен редактированию книги имама аш-Шафи’и «ар-Рисаля». Проверяя достоверность содержащихся в ней хадисов и преданий, он применил такую методологию, которая была признана хадисоведами образцовой.

Примечательно, что во время работы Ахмад Шакир опирался на старую рукопись, которую при жизни имама аш-Шафи’и написал один из его учеников – ар-Раби‘ бин Сулейман.

После этого шейх Ахмад Шакир приступил к проверке достоверности хадисов, содержащихся в некоторых сборниках Сунны. В частности, он работал над такими сборниками, как «ас-Сунан» ат-Тирмизи и «ас-Сахих» Ибн Хиббана .
Вместе с шейхом Мухаммадом Хамидом аль-Факи он редактировал «ас-Сунан» Абу Дауда.

Вершиной наследия Ахмада Шакира в области хадисоведения явилась его работа над «аль-Муснадом» имама Ахмада.

Это один из крупнейших сборников Сунны, содержащий более 28000 хадисов.

Он представляет собой собрание хадисов, переданных со слов одного сподвижника независимо от темы хадиса.

В этом и состояла сложность работы над «аль-Муснадом»: необходимо было разбить хадисы на главы, посвященные каждому вопросу в отдельности.

Ахмад Шакир взялся за редактирование «аль-Муснада» и блестяще с этим справился, однако, к сожалению, ему не удалось довести свой труд до конца, и лишь треть сборника (15 частей) была отредактирована.

Он пронумеровал хадисы, написал к ним примечания, проверил степень их достоверности, снабдил имена передатчиков огласовками, разъяснил малоупотребительные слова и выражения и составил для каждой части научное содержание.

Шейх Ахмад Шакир также написал прекрасные комментарии к трудам по терминологии хадисов: «аль-Ба’ис аль-Хасис» (пояснение к книге «Ихтисар Улюм аль-Хадис» Ибн Кясира) и толкование к книге «Альфиййа аль-Хадис» имама ас-Суйути.

Шейх Ахмад Шакир занимался проверкой хадисов, содержащихся в трудах выдающихся исламских ученых.

Среди них особенно следует выделить «Тафсир» ат-Табари и Ибн Кясира, «аль-Мухалла» Ибн Хазма и «Китаб Джама аль-Ильм» аш-Шафи’и.

Ахмад Шакир также написал прекрасные книги в области языковедения и литературы, познакомил читателей с такими сочинениями, как «аш-Ши‘р ва-ш-Шу‘ара’» Ибн Кутайбы, «Лубаб аль-адаб» Усамы бин Мункиза, «Му‘раб» Джавалики,
а также «аль-Муфаддалайат», «аль-Асма‘ийат» и «Ислах аль-Мантик» Ибн ас-Сиккита (книги Ибн ас-Сиккита он отредактировал с профессором ‘Абд ас-Саламом Харуном).

Прожив активную и плодотворную жизнь, шейх Ахмад Шакир скончался в Каире 26 числа месяца зу-ль-ка’да 1377 года хиджры (14 января 1958 года ).

Подготовила:Айнур Бедретдин

Учёные Ислама | Мусульманские ученые




Закладка Постоянная ссылка.
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (7 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение закрыто.