Шейх Али аль-Кари | Нуруддин Абу-Хасан Али ибн Султан Мухаммад аль-Кари аль-Харави аль-Макки аль-Ханафи (نور الدين أبو الحسن علي بن سلطان محمد القاري )известный исламский ученый,правовед,мухаддис родился в 930 году по хиджре (1524 год) в городе Герат(Харат).
Получив начальное образование, Али аль-Кари выучил наизусть Коран. Шейх Муинуддин научил его таджвиду – красивому и правильному чтению Священного Корана.
Благодаря этим знаниям и умениям, он стал имамом и проводил коллективные молитвы,внес огромный вклад в развитие исламской богословской науки.
Имама Али называли «аль-Кари», что в переводе означает «чтец».
В Хорасане присутствовали две школы исламского права: шафиитская и ханафитская.
Приверженцев шафиитского мазхаба в Хорасане к тому времени осталось немного, а знатоки и последователи ханафитского фикха были повсюду. Это, по всей видимости, определило направление будущего имама в получении знаний.
Поиск знаний после переселения (хиджры) в Мекку
Али аль-Кари вместе с другими мусульманами сделал хиджру в Мекку. В какой именно год было переселение не установлено, но произошло это после 952 г.х. Сам он писал об этом: «Вся хвала Аллаху за дарованные Им мне содействие и возможности в переселении из земли нововведения в наилучшую из земель сунны, место ниспослания откровения и появления пророчества. И за то, что Он укрепил меня в проживании (в данном месте), тогда как сам я не имел для этого ни способности, ни сил». См. «Шамм аль-‘ауарид», с. 50.
قال الإمام علي القاري: «وَالحمدُ لله عَلى مَا أعطاني مِنْ التوفيق وَالقدرَة عَلى الهجرة مِنْ دَار البدعة إلى خير ديار السّنة، التي هِي مُهِبط الوحي وظهِور النبوة، وَأثبتِني عَلى الإقامَة مِنْ غَير حَول مِنّي ولا قوة». انظر: «شم العوارض»، ص. 50.
В Мекке он прожил всю оставшуюся жизнь. Поэтому в его имени указана принадлежность к этому городу: «аль-Макки».
После переселения он оказался на пересечении потоков знания. Большие ученые разных школ, местные и приезжие преподавали книги всех исламских наук, передавали хадисы и книги, давали развернутые объяснения и фатвы по редким вопросам. Все это старался не упустить будущий имам.
Он изучил и наилучшим образом усвоил чтения Корана, глубоко постиг хадисоведение, стал широко осведомлен о направлениях ученых в вероубеждении, занимался инструментальными науками.
Его видели или на уроке, или с книгой в руках. И так на протяжении десятков лет. Не было такой науки, в которой бы он не получил достойный удел, как это будет видно по его трудам.
Мулла Али аль-Кари история жизни.
Мулла Али аль-Кари вел скромный, аскетичный, целомудренный образ жизни. Его не увлекали компании, поиск материальных выгод или перспективных знакомств. В имуществе он довольствовался малым и уделял большое внимание поклонению.
Был строг к приверженцам нововведений, как это известно из его книги о рафидитах, книги об идее «единства бытия», из его опровержений в других книгах взглядов му’тазилитов и других течений.
Заботясь о воспитании своего сердца, он был примером в богобоязненности и отстранении от сомнительного. Шейх Мустакым Зада Сулейман Са’дуддин Афанди указал в своей книге «Тухфа аль-хаттатын» на турецком языке, что имам аль-Кари в тасаввуфе был приверженцем накшубандийского тариката. Шейх Мустакым Зада писал: «Господин Али был ханафитом в мазхабе, накшубандийцем в направлении». А шейх Мухаммад-‘Абдульхалим ан-Ну’мани отнес его также к кадирийскому и чиштийскому тарикатам. См. «аль-Бида’а аль-музджат», с. 28.
Зарабатывал мулла аль-Кари тем, что в течение года переписывал красивым почерком один мусхаф, на полях дополнял его пояснениями о видах кыраатов (способов прочтения) и чем-то из тафсира, затем продавал.
Учитывая то, что жил он один — без семьи, жены, детей — вырученные от продажи мусхафа средства при его аскетичном быте он мог растянуть на год. И передается в некоторых биографиях, что он мог оформить таким образом за год два мусхафа, а затем деньги от продажи второго раздать в виде пожертвования (садака).
Имам аль-Кари избегал официальных должностей и отстранялся от правителей, помня опасения своего отца. Он писал: «Да помилует Аллах моего отца. Он говорил мне: «Не хочу, чтобы ты стал одним из ученых. Боюсь, что будешь стоять у дверей правителей»». См. «Миркат аль-мафатих» 1/331.
قال الملا علي القاري: «رحِم الله والدي، كان يقول لي: ما أريد أن تصيرَ من العلماء؛ خشية أن تقف على باب الأمراء». انظر: «مرقاة المفاتيح» 1/ 331.
И один из трудов имама аль-Кари был посвящен напоминанию ученым о важности сохранения независимости от правителей и отдаления от них.
Так в поиске знаний, собирании передаваемых трудов, переписывании, чтении, изучении, постижении тонкостей наук ищущий знание, а затем ученый и шейх Али аль-Кари прожил до 1003 г.х.
Творчество:
«Миркат аль-мафатих». — Многотомное объяснение сборника хадисов «Мишкат аль-масабих».
«Шарх аш-Шифа». — Объяснение книги «аш-Шифа» кады ‘Ийяда аль-Малики о качествах и достоинствах пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и о должном отношении к нему.
«Минах ар-рауд аль-азхар». — Объяснение послания «аль-Фикх аль-акбар», авторство которого относится к имаму Абу Ханифе.
«Шамм аль-‘ауарид фи замм ар-рауафид». — Посвящена раскрытию положения рафидитов.
«ар-Радд ‘аля аль-каилин би-уихда аль-вуджуд». — Опровержение идеи «единства бытия».
«Шарх Нухба аль-фикр». — Объяснение книги «Нухба аль-фикр» хафиза Ибн Хаджара аль-Аскаляни аш-Шафии, которая посвящена терминологии хадисоведения.
«Джам’ аль-уасаиль фи шарх аш-Шамаиль». — Объяснение сборника хадисов «аш-Шамаиль аль-мухаммадия» имама Абу Исы ат-Тирмизи, в котором он собрал хадисы о качествах пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.
«Шарх Муснад Аби Ханифа». — Объяснение сборника хадисов, переданных от имама Абу Ханифы.
«аль-Асрар аль-марфу’а ‘ан аль-ахбар аль-мауду’а». — Книга посвящена предостережению от измышления хадисов и предупреждению о распространенных выдуманных хадисах.
«Та’ликат аль-Кари ‘аля сулясият аль-Бухари». — Комментарий к тем хадисам из «Сахиха» аль-Бухари, в иснаде которых между имамом аль-Бухари и пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха, всего три передатчика.
Писал шейх Мухаммад-Амин ибн Фадлюллах аль-Мухибби аль-Ханафи:
«Разошлась о нем слава, распространилось его влияние, и он написал много замечательных полноценных сочинений, содержащих великую пользу». См. «Хуляса аль-асар» 3/185.
قال الشيخ محمد أمين بن فضل الله المحبي الحنفي: «واشتهر ذكره وطار صيته وَألف التآليف الْكَثِيرَة اللطيفة التأدية المحتوية على الْفَوَائِد الجليلة». انظر: «خلاصة الأثر» 3/ 185.
IV. Его ученики
Всевышний Аллах облагодетельствовал имама аль-Кари множеством учащихся, получивших пользу от его знаний. Из самых известных его учеников можно упомянуть следующих:
Муфтий, шейх Мухьиддин Абдулькадир ибн Мухаммад ибн Яхья ибн Мукаррам ат-Табари аль-Макки аш-Шафии, имам шафиитского макама в Запретной мечети.
Муфтий ханафитов Мекки, хатыб, кады, имам в Запретной мечети, выдающийся ученый своего времени, шейх Абу аль-Уаджаха ‘Абдуррахман ибн ‘Иса аль-Маршади аль-Макки аль-Ханафи.
Шейх Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн мунла Фарух ибн ‘Абдульмухсин аль-Мурави аль-Макки аль-Ханафи. Правовед, имам и хатыб ханафитского макама в Запретной мечети, муфтий.
Шейх Али аль-Кари умер в шаввале 1014 г.х, похоронен в Мекке на кладбище аль-Му’алля.
Подготовила:Джаннат Джаватханова
Учёные Ислама | Мусульманские ученые