Выбор друзей в Исламе занимает немаловажное место, на что обращают внимание Коран, Сунна и высказывания праведных предшественников. Так, Коран и Сунна повелевают избирать себе праведных друзей и спутников и запрещают иметь в качестве близкого окружения неверных или же нечестивых мусульман.
Запрет дружбы с подобными людьми объясняется тем, что человек по своей сущности склонен брать пример и уподобляться тем, с кем он дружит. Например, общение с теми, кто приобретает религиозное знание, подталкивает человека на изучение религии и приобретение знаний.
Общение с аскетами учит быть неприхотливым к мирским благам. Общение с приверженцами нововведений ввергает человека в ересь. А общение с теми, кто жаждет мирских благ, пробуждает в душе стремление к мирскому богатству. По этой причине шариат строго повелевает выбирать себе таких друзей и собеседников, общение с которыми принесет пользу как в мире этом, так и в мире ином, и велит изо всех сил остерегаться плохих товарищей.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Человек исповедует ту же религию что и его близкий друг. Так пусть же посмотрит каждый из вас, кто является вашим близким другом!» Абу Дауд 4833, ат-Тирмизи 2378. Имам ан-Науауи, хафиз Ибн Хаджар, имам Ибн Муфлих, хафиз ас-Суюты и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Ибн Абу ‘Имран рассказывал:
“Однажды я пришел к Абу Зарру и нашел его в мечети в одиночестве. Я спросил его:
“Почему ты один?” На что он ответил: «Одиночество лучше, чем плохая компания, однако хорошая компания лучше, чем одиночество!» Абу аш-Шейх, ад-Дайлями, Ибн ‘Асакир. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад хорошим.
См. “Файдуль-Къадир” 7/349.
Друзья бывают трех видов:
Первый вид:
Друг преследующий свои интересы. Он тот, кто дружит с тобой до тех пор, пока извлекает
пользу для себя от твоего имущества, авторитета и т. п. Если же его выгода заканчивается, то он превращается в твоего врага, делая вид, что ни он тебя не знает, ни ты его не знаешь.
И как много же таких «друзей». И как же много тех, которые обвиняют человека из-за
милостыни:
«Среди них есть такие, которые обвиняют тебя из-за милостыни.
Если им достается что-либо из милостыни, то они
остаются довольными, если же им ничего не достается, то они приходят в ярость.» (Тауба, 58).
Например, ты считаешь любимого для себя друга самым лучшим из всех людей, которых ты знаешь и думаешь, что он тоже о тебе такого же мнения. Как вдруг он спрашивает тебя однажды: Дай мне свою книгу, чтобы я почитал ее. И если ты скажешь: Клянусь Аллахом, мне нужна эта книга завтра. За что он начинает дуться на тебя и питать враждебные чувства к тебе.
Разве такой считается другом? Такой «друг»никто иной, как «друг» преследующий свои интересы.
Второй вид:
Друг удовольствия: то есть он дружит с тобой только потому что разговоры с тобой, твоя компания, посиделки с тобой приносят ему удовольствие.
Однако он не приносит тебе никакую пользу, как и ты не приносить ему пользы; каждый из вас не приносит пользу другому.
Ваша дружба ничто иное, как одна трата времени.
Я предостерегаю от этого: от того, чтобы терять так время.
Третий вид:
Достойный друг:
он ведет тебя ко всему, что украшает тебя и запрещает тебе все, что умаляет твое достоинство, открывает перед тобой двери блага и указывает на него.
Если ты оступишься, то он запретит тебе это таким
образом, что его запрет не заденет твою честь. Это и есть достойный друг.
Шейх ибн Усеймин
Подготовила:Айнур Бедретдин