Тридцать третий хадис: «Развод, соответствующий Сунне».
عن عبد الله بن عمر أنه طلق امرأته وهي حائض عىل عهد رسول الله صىل الله
عليه وسلم فسأل عمر بن الخطاب رسول الله صىل الله عليه وسلم عن ذلك فقال
رسول الله صىل الله عليه وسلم مره فلرياجعها ثم ليمسكها حتى تطهر ثم تحيض
ثم تطهر ثم إن شاء أمسك بعد ذلك وإن شاء طلق قبل أن ميس فتلك العدة التي
أمر الله سبحانه أن تطلق لها النساء
От Абдуллаха ибн Умара передают, что он однажды развелся с женщиной во времена Посланника Аллаха ﷺ и она была в состоянии менструации (хайд). Умар ибн аль-Хаттаб спросил Посланника Аллаха ﷺ об этом. И он сказал: «Верни ее, и пусть она будет с тобой, пока не очистится, затем у нее наступит менструация (хайд), а затем она опять очистится, а затем уже, если хочешь, оставь ее, а если хочешь, разведись, но [надо,] чтобы не было половой близости [в этот период чистоты]. И это период, в котором Всевышний Аллах велел давать женщине развод»
(Абу Дауд).
Мухаддисы разошлись насчет того, как звали эту женщину, с которой развелся Абдуллах ибн Умар . Кто-то сказал, что ее звали Амина бинт Гаффар, а по другой версии – Амина бинт Аммар, но все согласны, что имя ее – Амина.
Что касается повеления Посланника Аллаха ﷺ вернуть эту женщину, то это было обусловлено тем, что этот развод считался «толяк бид`ий», то есть развод, противоречащий установленной Сунне в процедуре развода, потому что он произошел, когда женщина была в состоянии хайд, а когда жена в этом состоянии, с ней запрещено разводиться.
Автор «Аль-Мухтар» говорит:
وهو عىل ثالثة أوجه : أحسن ، وحسن ، وبدعي . فأحسنه أن يطلقها واحدة يف
طهر ال جامع فيه ، ويرتكها حتى تنقيض عدتها ، وحسنه : أن يطلقها ثالثا يف ثالثة
أطهار وال جامع فيها
«Есть три вида развода: наилучший, хороший и противоречащий Сунне (бид`ий).
Наилучший – развестись в период чистоты, когда не было половой близости, и оставить ее так до окончания идды.
Хороший – развестись с ней трижды за три периода чистоты, в которых не было половой близости».
Из этих слов мы понимаем, что существует два основных способа развода.
Первый – муж дает развод своей жене в период ее чистоты, в которой у них не было половой близости, и она начинает отсчет периода идды.
Второй – муж дает развод своей жене в период ее чистоты, в которой у них не было половой близости, затем, после ее менструации, во второй период чистоты, в котором у них не было близости, мужчина дает ей второй развод, а в третий – третий.
Существует два главных условия развода согласно Сунне – давать развод в период чистоты, в котором не было половой близости, и за один период чистоты давать один развод.
والبدعة أن يطلقها ثالثا أو ثنتني بكلمة واحدة أو يف طهر ال رجعة فيه ، أو يطلقها
وهي حائض فيقع ويكون عاصيا
«Толяк бид`ий – это разводиться тремя либо двумя разводами в одной фразе или за один период чистоты, в котором не было возвращения жены, либо развестись с ней, пока она в состоянии менструации (хайд).
И во всех случаях развод будет действительным, но осуществивший его считается грешником».
Не дозволено давать два развода или три развода сразу, сказав, например: «Я тебе дал два развода», – или: «Я тебе дал три развода».
Почему это не дозволено? Автор «Аль-Ихтияр» говорил, что цель развода достигается однократным разводом, и поэтому нет никакой нужды в двойном или тройном разводе, таким образом, это недопустимо, хотя, если это будет сделано, развод будет считаться действительным.
Что касается слов «или за один период чистоты, в котором не было возвращения жены», то речь идет о ситуации, когда муж дает развод жене в период ее чистоты, в котором у них не было близости, затем возвращает ее и дает ей потом развод в этот же период чистоты, пока у них не случилось половой близости.
Согласно мнению Абу Ханифы, это будет дозволено, потому что между двумя разводами в один период чистоты муж вернул жену, а согласно имамам Абу Юсуфу и Мухаммаду, это все равно будет нежелательно (макрух).
Но что делать мужу, если он дал жене толяк бид`ий?
Для него будет обязательным (ваджиб) вернуть жену, если это еще можно, то есть, если, например, он дал ей один развод или два.
Если же он дал ей три развода, то у него уже нет возможности вернуть свою жену, если только она после идды не выйдет за другого мужчину, а он ей, в свою очередь, не даст развод.
Автор «Аль-Хидая» говорит:
األصح أنه واجب عمال بحقيقة األمر و رفعا للمعصية بالقدر املمكن برفع أثره
وهو العدة دفعا لرضر تطويل العدة
«Самое достоверное мнение – что это (вернуть жену после толяка бидʼий) обязательно (ваджиб), если следовать буквальному смыслу повеления и попытаться устранить грех, насколько это возможно, [то есть] устранить последствия этого шага, а это идда, и не позволить идде удлиниться».
Что касается шафиитского мазхаба, то автор «Умдату Салик» говорит следующее:
ويكره الطالق من غري حاجة، والثالث أشد، وجمعها يف طهر واحد أشد. ثم الطالق
عىل أقسام: سني، وبدعي محرم، وخال عن السنة والبدعة
Является нежелательным давать развод без нужды. Еще более нежелательно давать три развода, и еще более нежелательно давать три развода в один период чистоты. Затем развод бывает трех видов: согласно сунне, запретный-бид`ий и который не соответствует сунне и не является бид`ий.
فأما السني فهو: أن يطلق يف طهر مل يجامع فيه
Что касается развода по сунне, то это давать развод в период чистоты, в котором не было близости.
والبدعي املحرم: أن يطلق يف الحيض بال عوض، أو يف طهر جامعها فيه، فإذا فعل
ندب له أن يراجعها
Что касается запретного-бид`и, то это давать развод в период хайда без платы за развод, либо в период чистоты, в котором былаблизость. Если это было сделано, то желательно вернуть жену.
وأما الخايل عنهام: فطالق الصغرية، واآليسة من الحيض، والحامل، وغري املدخول بها
Что касается развода, который не в соответсвии сунне и не является бид`а, то это развод той женщины, у которой еще нет хайда, либо уже не бывает хайда, беременной и той, с которой не было половой близости.
Абу Али аль-Ашари
Подготовила:Джаннат Джаватханова
Тридцать четвертый хадис: «Развод без причины».