Просмотры: 124
4 0

Удивительный поступок Аиши

Одиннадцатый хадис: «Удивительный поступок Аиши».

عن عائشة ريض الله عنها أنها أوصت عبد الله بن الزبري ريض الله عنهام ال تدفني
معهم وادفني مع صواحبي بالبقيع ال أزىك به أبدا

От Аиши передается, что она завещала Абдуллаху ибн аз-Зубейру: «Не хорони меня рядом с ними, а похорони рядом с моими сподвижницами (имеются в виду остальные жены Пророка ) в аль-Бакы` (кладбище в Медине). Я не хочу, чтобы кто-то хвалил меня из-за этого» (аль-Бухари).

Ибн Хаджар в «Аль-Фатх» разъясняет последние слова Аиши так:

اي ال يثنى عيل بسببه ، ويجعل يل بذلك مزية وفضل وأنا يف نفس األمر . يحتمل
أن ال أكون كذلك

««…чтобы меня не хвалили из-за этого [из-за того, что она похоронена рядом с Пророком ﷺ ]» – из-за этого мне будут придавать дополнительное достоинство и станут считать, что я превосхожу других, хотя я могу не заслуживать этого».

Но, чтобы понять контекст этих слов Аиши надо обратиться к другому хадису в «Сахих аль-Бухари», следующему прямо за этим.

عن عمرو بن ميمون األودي قال رأيت عمر بن الخطاب ريض الله عنه قال يا
عبد الله بن عمر اذهب إىل أم املؤمنني عائشة ريض الله عنها فقل يقرأ عمر بن
الخطاب عليك السالم ثم سلها أن أدفن مع صاحبي قالت كنت أريده لنفيس
فألوثرنه اليوم عىل نفيس فلام أقبل قال له ما لديك قال أذنت لك يا أمري املؤمنني
قال ما كان يشء أهم إيل من ذلك املضجع فإذا قبضت فاحملوين ثم سلموا ثم قل
يستأذن عمر بن الخطاب فإن أذنت يل فادفنوين وإال فردوين إىل مقابر املسلمني
إين ال أعلم أحدا أحق بهذا األمر من هؤالء النفر الذين تويف رسول الله صىل
الله عليه وسلم وهو عنهم راض فمن استخلفوا بعدي فهو الخليفة فاسمعوا له
وأطيعوا فسمى عثامن وعليا وطلحة والزبري وعبد الرحمن بن عوف وسعد بن
أيب وقاص وولج عليه شاب من األنصار فقال أبرش يا أمري املؤمنني ببرشى الله
كان لك من القدم يف اإلسالم ما قد علمت ثم استخلفت فعدلت ثم الشهادة بعد هذا كله فقال ليتني يا ابن أخي وذلك كفافا ال عيل وال يل أويص الخليفة
من بعدي باملهاجرين األولني خريا أن يعرف لهم حقهم وأن يحفظ لهم حرمتهم
وأوصيه باألنصار خريا الذين تبوءوا الدار واإلميان أن يقبل من محسنهم ويعفى
عن مسيئهم وأوصيه بذمة الله وذمة رسوله صىل الله عليه وسلم أن يوىف لهم
بعهدهم وأن يقاتل من ورائهم وأن ال يكلفوا فوق طاقتهم

«От Амра ибн Маймуна аль-Авди передается, что он сказал:
«Я видел, как Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «О Абдуллах ибн Умар, иди к матери правоверных Аише передай ей приветствие от Умара ибн аль-Хаттаба, а затем попроси, чтобы меня похоронили вместе с двумя моими друзьями». Она сказала: «Я желаю сама быть там, но предпочитаю, чтобы он был там вместо меня».

И когда он вернулся, то [Умар спросил]: «Что у тебя?» И он сказал: «Она разрешила тебе, о повелитель правоверных». И он сказал: «Не было для меня вещи важнее, чем это место. Когда я упокоюсь, то отнесите меня туда, поприветствуйте ее, а затем скажите, что Умар ибн аль-Хаттаб просит разрешения [похоронить его здесь].
И если она разрешит мне, то похороните, а если нет, то отнесите меня на кладбище мусульман, ибо я не вижу никого, кто более заслуживает этого, чем те, кем Посланник Аллаха ﷺ был доволен, когда умер. И кого вы выберете после меня, тот будет халифом – и подчиняйтесь ему». Затем он назвал Усмана, Али, Тальху, Зубейра, Абдуррахмана ибн Ауфа и Саада ибн Аби Ваккаса. И один из молодых ансаров обратился к нему:«Возрадуйся, о повелитель правоверных, благой вестью от Аллаха, ведь ты один из первых принял Ислам и совершил много дел, затем был выбран халифом и был справедлив, а теперь смерть шахида после всего этого!» Умар сказал ему: «О сын моего брата, как я надеюсь, что смогу просто искупить все плохое и чтобы ничего не было мне и ничего против меня. И я завещаю халифу после меня соблюдать уважение к первым мухаджирам, блюсти их честь и отдавать им должное, а также воздать благом ансарам, «тем, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них» (сура «Аль-Хашр», аят 9), чтобы принимались их хорошие деяния, а прегрешения были прощены. Завещаю вам [исполнять] обязанности перед Аллахом и Его Посланником чтобы их завет был исполнен, сражаться позади них и не возлагать на них больше того, что они могут»».

Хотя нашей темы касается только первая часть хадиса, его духовная сила так велика, что мы посчитали нужным привести его полностью, чтобы нравственность лучшего поколения человечества тронула наши сердца.

Наш учитель, муфтий Ибрахим Десаи, пусть его баракат будет постоянным, указал на уроках по «Бухари Шариф», что Умар попросил два раза спросить разрешения у Аиши потому что думал, что она дала ему разрешение на это, потому что он был халифом, а не потому что заслуживал такой чести. Поэтому он велел спросить у нее [еще раз] разрешения после своей смерти, но ни в
одной из этой просьб он не просил представить его как «повелителя правоверных». И он не пошел просить ее лично, полагая, что Аише будет неудобно в этом случае ему отказать.

Ибн Хаджар в «Аль-Фатх» пишет:

قال ابن بطال : إمنا استأذنها عمر ألن املوضع كان بيتها ، وكان لها فيه حق ، وكان .
لها أن تؤثر به عىل نفسها ، فآثرت عمر . وفيه الحرص عىل مجاورة الصالحني يف
القبور طمعا يف إصابة الرحمة إذا نزلت عليهم ، ويف دعاء من يزورهم من أهل
الخري

«Ибн Баттал сказал: «Умар спросил у нее разрешения, потому что это место было ее домом, и она обладала правом на это место, и она могла выбрать его для себя, но уступила его Умару. Также в этом хадисе указано, что [хорошо] стремиться находиться рядом на кладбище с праведниками, желая получить милость, ниспосылаемую им, и надеясь на дуа хороших людей, посещающих их»».

Мать правоверных Аиша преподнесла удивительный урок всей умме – аль-исар, то есть способность уступить благо другому с убеждением, что он больше этого достоин. И таковы все наши праведные предшественники: если кто-то другой мог дать фетву и отвечать на вопросы, то они уступали это право ему, надеясь, что он выполнит эту обязанность.

Наш учитель, муфтий Ибрахим Десаи, пусть его баракат будет постоянным, указал, что когда расширяли Мечеть Пророка ﷺ и была разрушена стена дома Аиши, то одна из могил случайно была вскрыта и показалась человеческая стопа. Все испугались, что это стопа Пророка ﷺ но один из сподвижников узнал в ней стопу Умара . И это было то самое место, где должна была быть захоронена Аиша, но она уступила его Умару. И затем муфтий добавил: «В этом природа женщины – быть скрытой от всех глаз, даже в своих объективных достоинствах и заслугах, и тогда она заслужит довольство Аллаха и Его помощь».

Абу Али аль-Ашари

Подготовила:Джаннат Джаватханова

Выбирайте богобоязненных.Двенадцатый хадис.


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...