Джабир ибн Абдуллах

Джабир ибн Абдуллах

Джабир ибн Абдуллах аль Ансари(биография) ( جابر بن عبدالله الأنصاري‎; 607, Медина — 696, Медина)величайший сподвижник Пророка Мухаммада ﷺ, имам,хафиз,передатчик хадисов.

Абу ‘Абдиллах Джабир ибн ‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн Харам Аль-Ансари Ас-Сальми. Он родился в Медине в 607 году.

Его отец, Абдуллах аль-Ансари, происходил из племени хазрадж. Его матерью была Насиба бинт Укба ибн Удди. Его отец принял ислам, активно участвовал в жизни мусульманской общины, перед битвой при Ухуде он старался призвать ушедших воинов вернутся назад, погиб в битве при Ухуде. После смерти отца на попечении Джабира осталось семь его сестёр.

Джабир принимал активное участие в жизни исламской общины. При жизни Пророка Мухаммада ﷺ он участвовал в 19 сражениях, а также в завоевании Мекки.

Во время первой гражданской войны в Халифате он был на стороне Праведного халифа Али, но после его смерти признал Муавию.

Джабир является одним из самых известных передатчиков хадисов. К нему восходят 1540 хадисов. Он хорошо знал исламские науки и преподавал в мечети Пророка в городе Медина. Он умер в возрасте 95 лет в Медине.
По некоторым данным он был последним умершим сподвижником Пророка ﷺ в Медине.

История жизни Джабира ибн Абдуллаха

Самая известная история произошедшая с Джабиром, которая проходит в каждом сборнике по хадисам. Целые книги были посвящены этому единственному случаю, который известен как случай Джабира и верблюда. Ибн Хаджар извлек более 100 польз из этого хадиса.

Джабир говорит: «Однажды я отправился в поход с Посланником Аллаха, но по причине того, что мой верблюд был старый, я отставал от основной группы. Ко мне подъехал Пророк. «Кто ты?» — спросил Пророк. Я ответил: «Джабир». Он спросил: «Почему ты такой грустный?» Он ответил: «Мой отец погиб и оставил после себя большую семья и долги. И все что у меня есть это старый бесполезный верблюд».

Пророк приказал: «Опусти вниз верблюда». Я подчинился и Пророк также опустил своего верблюда. Он взял свою ногайку и легко ударил моего верблюда. После этого верблюд встал и он стал самым резвым верблюдом в походе. Он стал бежать так быстро, что обогнал всю армию. И мне приходилось придерживать верблюда, чтобы быть рядом с Пророком. Затем Пророк сказал мне: «Продай мне этого верблюда!». Я удивился, ведь это все что у меня было, и этот верблюд теперь стал самым лучшим верблюдом. Я ответил: «Я даю тебе его как подарок, о, посланник Аллаха!» Он ответил: «Да простит тебя Аллах. Нет, назначь цену!» И снова предложил его в подарок, но Посланник Аллаха дал такой же ответ. И это продолжалось 25 раз. И тогда я согласился: «Хорошо, за сколько ты купишь верблюда?» «Один дирхам!» Я ответил: «Но это же не цена верблюда!»
Только что он хотел отдать верблюда просто так, но когда началась торговля, он уже не соглашался отдать верблюда за низкую цену.

«Тогда два дирхама» «Но это не цена за верблюда» И так продолжалось пока цена не достигла укия. (Укия серебра — это целая сумка серебра и высока цена за верблюда этого вида.) И я согласился. И тогда Пророк спросил: «Ты доволен этой ценой?» Я ответил: «Да, но у меня есть условие. Я хочу вернутся на этом верблюде в Медину» И Пророк сказал, что согласен на это условие.

Спустя время Пророк заметил, что я тороплюсь и мне не терпится вернуться в Медину. Он спросил у меня о причине и я ответил: «Я только женился». Пророк сказал: «Да благословит тебя Аллах. Ты женился на девушке или вдове?» «На вдове». «Почему же ты не женился на девушке, чтобы ты играл с ней и она играла с тобой, чтобы ты смеялся с ней, а она смеялась с тобой». (Т.е. сверстница подошла бы тебе больше. Зачем ты женился на взрослой женщине?). Я ответил: «О, посланник Аллаха. Мой отец погиб и оставил после себя девять дочерей. И я не хотел приводить в дом жену, которая была бы их возраста.

И я хотел привести ту, которая бы заботилась о моих сестрах, следила бы за ними, и была бы им как мать». И тогда Пророк ответил: «Ты поступил верно» И Пророк также посоветовал мне: «Если вернёшься (в свой город) ночью (после поездки), не приходи к своей семье, пока женщина, муж которой отсутствовал, не сбреет себе волосы на теле, а непричёсанная не приведёт свои волосы в порядок»

В те дни, люди не знали о точном дне возвращении армии. За несколько часов до прихода армии приезжал гонец и объявлял: «Мы вернулись». Таким образом, Джабиру советовалось подождать пока этот гонец не приедет в город, чтобы все жители знали о возвращении. Не надо устраивать сюрприз по ночам, когда жена еще спит. И это может испугать женщину, если ночью в дом кто-то внезапно зайдет.

Поэтому следовало подождать до утра, чтобы она знала о возвращении и подготовила себя. Она еще не готова к возвращению мужа. Ей нужно время искупаться, расчесаться и приготовиться к встрече мужа. Т.е. слова «подожди до утра» подразумевали, что нужно подождать пока глашатай не прибудет в город и не объявит о приходе армии.



Джабир продолжает: «Я прибыл в город и рассказал своему дяде о том, что случилось т. е. о сделке с верблюдом. Дядя упрекнул меня: «Зачем же ты продал его? Тебе ведь нужен верблюд». Затем я вернулся к жене и рассказал ей о верблюде. Она сказала: «Иди и отдай своего верблюда пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Слушай и подчиняйся ему»

На следующее утро я отправился со своим верблюдом, грустный и унылый. Я привязал его у дома Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а сам отправился в мечеть, чтобы подождать Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) там.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увидев верблюда спросил у окружающих: «Что это за верблюд?» Люди ответили: «Это верблюд Джабира» «А где сам Джабир?» Джабир поднялся. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал Билялу: «Иди и выплати ему укию серебра и прибавь еще». Когда я собирался подняться и уйти, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «О, Джабир! О, сын моего брата! Неужели ты думал, что мы будем обманывать тебя с верблюдом? Возьми свои деньги и своего верблюда».

Джабир передает, что та сумма, что дал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) оставалась у него и продолжала увеличиваться, имея ввиду, что он инвестировал эти деньги и они приносили доход. И по сей день, говорил Джабир, я вижу их влияние на мое имущество. И каждый раз как люди встречали Джабира, у него всегда в кармане были мелкие деньги на покупки.

В этом хадисе мы видим скромность Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Сам Джабир удивлен, увидев Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), ведь Джабир был в самом конце армии. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был внимателен к людям, и он придержал своего верблюда только для того, чтобы посмотреть что там случилось.
Подобное поведение, когда лидер заботится о самых слабых, является больше исключением, чем правилом. Джабир, который ехал в одиночестве позади отряда, вдруг обнаруживает, что его спутником стал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). И это известное качество Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который всегда был рядом со слабыми и немощными. В хадисе из сборника ибн Маджа, он сказал: «Приведите ко мне своих слабых людей. Поистине, нам оказывается помощь и дается пропитание по причине слабых»

Также, вопрос Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) Джабиру: «Кто ты?». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) естественно знал кто он. Джабиру было на то время 16-17 лет. Он не такой известный и популярный человек в то время. И он не мог ожидать, что сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) уделит ему внимание.

Ведь это была прямая и частная беседа с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). И Джабир ответил: «Я Джабир ибн Абдуллах!» Затем, Пророк спросил: «А почему ты такой грустный?». Опять же, мы видим, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) уделяет внимание даже небольшим деталям. Задумайтесь, Пророк — печать всех Пророков, милость для миров и он интересуется состоянием 16 летнего мальчика.

Из условия Джабира: «Я хочу доехать на нем до Медины» ученые вывели, что в сделке допустимо выдвигать любые разумные условия.
Когда Джабир добрался до Медины, то он встретил своего дядю, который отнесся прагматично к этой сделке и осудил поступок Джабира. Его имя не упомянуто в хадисе. В целом, он некрасиво поступил, так как дело касалось Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Также мы видим иман жены Джабира, которая поддержала его и сказала: «Раз ты договорился, то мы должны слушаться и повиноваться».

Джабир был достаточно юным и у него не было отца. Пророк тут выступает в роли наставника и учит Джабира как ему быть хорошим мужем. Он советует Джабиру: «Не следует идти домой сразу же. Она будет шокирована. Она не видела тебя почти месяц. Она не искупалась, не оделась для тебя. Дай ей возможность приготовиться для тебя». В одной из версий хадиса Пророк сказал: «Когда придешь к ней, будь мягким».

В вопросе: «почему же ты не женился на молодой» мы видим, что по умолчанию, лучше жениться на своей ровеснице и на ровне себе. «Почему ты не женился на молодой, которая бы играла с тобой и с которой играл бы ты. Чтобы ты смеялся с ней и она смеялась с тобой» — как видим в этих словах, утверждается допустимость шуток и игривости между супругами, нет запрета для подобных отношений. И в этих словах мы видим одну из целей брака: осчастливить друг друга. Джабир привел в оправдание причину, на что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что в этом случае, ты поступил правильно. Что указывает на то, что супруг или супруга выбираются в соответствии с обстоятельствами. Иногда лучше, чтобы супруга была старше, иногда чтобы была младше.

В хадисе сказано, что Пророк велел заплатить больше чем обещал. И это является его сунной. Когда бы Пророк не брал в долг что-либо, он всегда старался дать больше, чем должен был. И однажды, когда к Пророку пришел человек, чтобы получить свой долг, Билал старался отмерить точную меру долга, на что Пророк приказал дать больше и сказал: «“Расходуй, о Билал! И не бойся, Обладатель Трона не уменьшит!”.

В этом хадисе мы видим манеры Пророка по отношению к Джабиру. Все его действия были направлены, чтобы поддержать Джабира. Он не хотел просто так давать милостыню Джабиру. Он дал деньги как будто бы это часть сделки. Посмотрите как он обращается к Джабиру: «О, сын моего брата!» Т.е. он назвал отца Джабира своим братом. «Неужели ты думал, что я присвою твоего верблюда? Иди и возьми верблюда».

Мы узнаем из этого хадиса, что человек может давать подарки кому угодно, даже тому у кого купил его. Это относится и к махру. Несмотря на то, что Аллах приказал выплачивать махр (приданное), Аллах также допустил прощение женщиной части махра.

Однажды к Джабиру пришел иудей, требуя вернуть долг. Джабир должен был вернуть финики, но этот год бы неурожайный. Джабир отвел иудея в сад и показал, что урожай очень слабый и что он не может вернуть долг и просил дать отсрочку до следующего сбора урожая. Иудей отказался и стал требовать долг. Иудей пожаловался Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), который попытался заступиться за Джабира, чтобы ему была предоставлена отсрочка. Пророк трижды заступался за него, но иудей в конце сказал: «О, Абу Касим! Я не дам отсрочки».

Это было правом иудея. Тогда Пророк отправился с Джабиром в его сад. Пророк спросил «Где в твоем саду место для отдыха?» Джабир указал на это место. Пророк сделал там дуа и задремал. Джабир ждал пока Пророк не проснется. Когда Пророк проснулся то сказал Джабиру: «О, Джабир, теперь иди и срежь финики и расплатись с иудеем». Джабир посмотрел в сад и он был полон фиников.

Он говорил: «Я резал и резал. Я смог полностью расплатиться с долгами и то, что у меня осталось после этого было больше чем когда-либо. Я сообщил об этом пророку и он засмеялся и сказал: «Свидетельствую, что я посланник Аллаха».
И возможно этот долг был долгом отца, который остался после его смерти и Аллах вернул долг шахида таким образом.

Однажды Джабир сильно заболел. Пророк услышав об этом, навестил Джабира в его доме. Джабир, который думал, что умрет, спросил у Пророка: «У меня нет детей и родителей, что же будет с наследством моего имущества?» После этого был ниспослан последний аят суры «Ниса».

«Они просят тебя вынести решение. Скажи: «Аллах вынесет для вас решение относительно тех, кто не оставляет после себя родителей или детей». Если умрет мужчина, у которого нет ребенка, но есть сестра, то ей принадлежит половина того, что он оставил. Он также наследует ей, если у нее нет ребенка. Если их две сестры, то им принадлежат две трети того, что он оставил.

Если же они являются братьями и сестрами, то мужчине принадлежит доля, равная доле двух женщин. Аллах разъясняет вам это, чтобы вы не впали в заблуждение. Аллах ведает о всякой вещи.»

Джабир прожил долгую жизнь. Передается, что он был основным участником завоеваний Сирии и взятия Дамаска. Также он участвовал в битве Сиффин на стороне имама Али против Муавии. После этой трагической битвы, он прекратил участие в политической жизни и посвятил себя мечети.

Он стал одним из первых ученых, кто собирал кружки знания в мечети Пророка. Он учил каждый день людей хадисам. Аллах благословил его долгой жизнью и он умер в 78 году хиджры. Последний из великих сахабов умерших в Медине. Большинство сахабов умерло в 30-40 годах хиджры. Ему было 94 года. К концу жизни он ослеп. Он передавал хадисы от Пророка и входил в шестерку выдающихся передатчиков хадисов.

Также, Джабир рассказывал:
— Как-то до меня дошёл хадис, который один человек слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Тогда я купил верблюда, снарядил его и выехал в путь, в котором пробыл месяц прежде, чем добрался до Шама. И оказалось, что этим человеком был ‘Абдуллах ибн Унайс, да будет доволен им Аллах. (Придя к нему,) я сказал привратнику:
— Скажи ему, что у дверей Джабир.
Тот спросил:
— (Джабир, который) Ибн ‘Абдуллах?
Я сказал:
— Да.
После этого вышел ‘Абдуллах, наступая на свою одежду, и обнял меня, а я обнял его. Я сказал ему:
— До меня дошёл от тебя хадис, который ты слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, касательно расплаты/къысас/, и я побоялся, что ты умрёшь или умру я до того, как услышу его!
Он сказал:
— Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскрешения люди — или он сказал: рабы (Аллаха) будут собраны нагими, необрезанными и в положении бухма».
(‘Абдуллах ибн Унайс) сказал:
— Мы спросили:
«А что такое бухм?» Он ответил: «Не будет у них ничего с собой. Затем к ним будет обращен голос, который будет слышен из-за близости: “Я – царь, Я – воздающий по заслугам! Никто из обитателей ада не войдёт в ад до тех пор, пока у него есть долг перед кем-либо из обитателей рая, пока Я не взыщу с него! И никто из обитателей рая не войдёт в рай, если у него есть долг перед кем-либо из обитателей ада, пока Я не взыщу с него, даже если речь идёт о пощёчине!”»
(‘Абдуллах ибн Унайс) сказал:
— Мы спросили:
«А как мы будем рассчитываться, если мы предстанем перед Великим и Всемогущим Аллахом нагими, необрезанными, не имея ничего?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил: «Посредством благих и плохих дел».
Он купил верблюда, он потратил целый месяц только ради одного хадиса! Джабир не стал оставаться в гостях у своего друга. Он отказался даже побыть немного, так как не хотел нарушать намерения с которым он вышел в путь, а именно: поиск знания. После того как Джабир потратил два месяца на то, чтобы записать этот хадис, подумайте как он ценил его!

Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, касательно расчёта посредством благих и плохих дел разъясняет другой известный хадис: «Поистине, неимущим из числа членов общины моей окажется тот, кто в День воскрешения принесёт с собой молитвы, посты и закят, но при этом выяснится, что он оскорбил одного, оклеветал другого, присвоил имущество третьего, пролил кровь четвертого и ударил пятого. И тогда придётся ему отдать из своих благих дел одному, потом другому, а если запас его благих дел иссякнет прежде, чем он сумеет рассчитаться со всеми, тогда из грехов обиженных станут брать и возлагать на него. А затем его ввергнут в Огонь!» Муслим 2581. Хадис достоверный.

В этих хадисах содержится указание на то, насколько опасным является притеснение рабов Аллаха, нанесение им обид, оскорблений и вреда.
Также в упомянутом хадисе Джабира содержится указание на то, как усердно сподвижники стремились к изучению и уточнению хадисов, что проделывали ради этого длительные пути.
И такими же были после них и таби’ины из числа их учеников. Сообщается, что однажды один человек из Хорасана спросил у имама аш-Ша’би, да помилует его Аллах, о каком-то хадисе. Аш-Ша’би рассказал ему хадис, о котором он спрашивал, а затем сказал: «Возьми этот хадис, я передаю тебе его просто так, тогда как бывало, что люди приезжали в Медину за меньшее, чем это!» Муслим 154.

Когда Джабир умирал, то это было временем правления Хаджаджа. Джабир в своем завещании указал, что Хаджадж не должен был руководить его джаназой. Руководил джаназой великий табиин Абан ибн Усман ибн Аффан, сын великого сподвижника и халифа.

Да помилует Аллах Джабира.

Подготовила:Малика Аминова

Истории сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ




Закладка Постоянная ссылка.
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение закрыто.